Stavkvantorium.ru

Технопарк Кванториум

Воскрешение Лазаря

«Лазарь с сёстрами Марфой и Марией», неизвестный испанский художник

Лазарь из Вифании (Лазарь — ивр. אֶלְעָזָר‎ , Elʿāzār, Елеазар — буквально «Бог мне помог», Ла́зарь Четверодне́вный) — cогласно Евангелию от Иоанна житель Вифании, брат Марфы и Марии, которого Иисус Христос воскресил через четыре дня после смерти (Ин.11:1-45).

Память в Православной церкви в субботу шестой седмицы Великого поста — Лазарева суббота и 17 октября (по юлианскому календарю) — празднование в честь перенесения мощей. Прославлен во святых как праведный и считается епископом Китийским. Католическая церковь совершает память Лазаря 17 декабря и считает его первым епископом Марселя.

Содержание

Евангельское повествование

Из евангелистов о Лазаре сообщает только Иоанн. Евангельский рассказ связан только с событиями воскрешения Лазаря.

Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, [где жили] Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была [та], которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав [то], сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.
(Ин.11:1-5)
«Воскрешение Лазаря», византийская икона

Иисус уже по дороге в Вифанию знал, что Лазарь умер, но шёл с учениками «дабы вы уверовали» (Ин.11:15). На дороге он был встречен Марфой, которая на его вопрос: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» ответила: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин.11:25-27).

По дороге к гробнице Лазаря Иисус заплакал, и иудеи, видевшие это, говорили: «смотри, как Он любил его». Когда подошли к пещере, в которой был погребён Лазарь, и отвалили от неё камень, Иисус стал молиться:

Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
(Ин.11:41-43)
Вход в погребальную камеру Лазаря в Вифании.

После этих слов из пещеры вышел воскресший Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами». Иисус повелел развязать его.

Как повествует Иоанн Богослов, многие видевшие это чудо уверовали в Иисуса, но фарисеи из страха «c этого дня положили убить Его» (Ин.11:53).

После воскрешения Лазарь упоминается как один из возлежавших на вечере в Вифании на которой Мария помазала ноги Иисуса миром (Ин.12:1-3). Как повествует евангелист многие из иудеев в тот день пришли в Вифанию «не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых» (Ин.12:9).

Богословское толкование

«Воскрешение Лазаря»
(икона, XII век, монастырь Святой Екатерины)
«Воскрешение Лазаря», картина ван Гога

Богословы отмечают, что Иисус не пошёл сразу в Вифанию как только узнал о болезни Лазаря, но промедлил два дня в Перее, так как подчинил своё личное желание увидеть и помочь больному другу воле Бога Отца.[1] Иисус в разговоре с учениками называет смерть Лазаря сном, как он обычно это делал в подобных случаях (см. Мф.9:24, Мк.5:29).

Феофилакт Болгарский так трактует слова Иисуса, обращённые к ученикам, в которых он радуется за них, что его не было в Вифании при болезни Лазаря:

Некоторые слова Господа: радуюсь за вас понимали так: что Я не был там, это послужит для утверждения вас в вере. Ибо, если бы Я был там, Я исцелил бы больного. Чудом было бы и это, но оно показало бы мало силы Моей. А теперь, когда Меня там не было и последовала смерть Лазаря, а Я пойду и воскрешу его, вы должны более утвердиться в вере в Меня. Ибо увидите, что Я силен делать и то, чего прежде еще не явил, именно: воссозидать и воскрешать мертвеца, уже разложившегося и издающего гнилой запах.[2]

— Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна

Особое значение богословы придают скорби и слезам Иисуса по Лазарю. Это рассматривается как одно из доказательств двойственной природы Христа: «ибо был воистину Человек и желал удостоверить в действительности Своей Человеческой природы, то позволил ей сделать свое».[2] Иоанн Дамаскин пишет: «Не человеческая природа воскресила Лазаря, но и не Божество проливало слезы у его гроба».[3]

Публичная молитва Христом произносится для того, чтобы присутствующие при чуде знали, что оно есть результат его молитвы к Отцу, а не случайность или результат действия сатанинской силы, в общении с которой Иисуса обвиняли (см. Мк.3:22).[1]

Церковное предание

Православие

Позднее греческое предание сообщает, что Лазарь после своего воскресении прожил ещё 30 лет и был епископом Китийским на острове Кипре, где и скончался.[4] Димитрий Ростовский сообщает, что на Кипр Лазарь попал во время гонений на Иерусалимскую церковь, начавшихся после убийства Первомученика Стефана. Его вместе со святыми Максимином и Келидонием изгнали из Иудеи и пустили в море на лодке без вёсел, которая приплыла к Кипру. В епископы Лазарь был рукоположен апостолом Варнавой. На Кипре Лазарь, как и апостолы, проповедовал учение Христа. По тому же преданию, на Кипре Лазаря посетила Богородица и вручила ему омофор, сделанный её руками. Последнее указывает на очень позднее происхождение этого предания, поскольку омофор как принадлежность епископского облачения появляется лишь в Византийский период.

Католицизм

Согласно западной традиции, отраженной в «Золотой легенде» Лазарь вместе с Марфой и Марией Магдалиной (которую западная традиция считает его сестрой Марией из Вифании) и прочими спутниками отправились в Марсель и проповедовали христианство среди местных язычников.[5] Лазарь стал первым епископом Марселя.[6]

Почитание

Гробница праведного Лазаря в церкви Святого Лазаря в Ларнаке.

Согласно православной традиции, мощи праведного Лазаря были обретены в 890 году в городе Китии (современная Ларнака) в мраморной раке, на которой было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».[7] В 898 году при императоре Льве Мудром мощи Лазаря были перенесены в Константинополь, где были положены в храме во имя Праведного Лазаря. В конце IX — начале X века над могилой Лазаря в Ларнаке была построена церковь Святого Лазаря. В 1972 году в этом храме была обнаружена мраморная рака с человеческими останками, которые идентифицировали как мощи святого Лазаря, которые по видимому не полностью были вывезены в Константинополь.

Самым вероятным местом погребения праведного Лазаря является могила в Вифании, которая в настоящее время принадлежит мусульманам и за её посещение взимается плата, в непосредственной близости от неё находится мечеть. Чуть далее расположены две церкви, православная и католическая. Сама Вифания получила в византийскую эпоху название Лазарион, а позднее мусульмане стали называть её Эль-Азария (производное от имени Лазарь по арабски).[8]

Лазарь в изобразительном искусстве

Воскрешение Лазаря. Фреска Джотто в капелле Скровеньи


Прочие Лазари в Новом Завете

Примечания

  1. ↑ Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов под редакцией А. П. Лопухина
  2. ↑ Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна
  3. PG, t. 94, col. 1057 A
  4. Память святого праведного Лазаря Четверодневного
  5. Святая равноапостольная Мария Магдалина в традиции Востока и Запада
  6. St. Lazarus of Bethany (англ.)
  7. Перенесение мощей праведного Лазаря Четверодневного
  8. Гробница Лазаря Четверодневного в современном селении Эль Азария

Ссылки

  • «Лазарева суббота» (проповедь митрополита Сурожского Антония)
  • Воскрешение Лазаря (Архиепископ Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета Четвероевангелие)
  • Галерея
  • В живописи
  • Антон Поспелов. Воскрешение праведного Лазаря. Святоотеческие толкования трудных мест

Воскрешение Лазаря.

© 2018–2023 stavkvantorium.ru, Россия, Самара, ул. Гагарина 35, +7 (846) 396-69-90

Дополнительные материалы:
(ФАЙЛ)
Воскрешение Лазаря.zip

Содержание:

- Воскрешение Лазаря


СКАЧАТЬ ФАЙЛ