Военно-морской инженерный институт
(ВМИИ) |
Год основания |
1998
|
Студенты |
2036
|
Доктора |
60
|
Профессора |
69
|
Расположение |
Санкт-Петербург, город Пушкин
|
Юридический адрес |
196604, Санкт-Петербург, г. Пушкин, Кадетский бульвар д. 1
|
Сайт |
www.vmii.edu.ru
|
- Эта статья о высшем учебном заведении, существовавшем до 1998 года. О ныне существующем вузе см. Военно-морской инженерный институт
Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского основано Императором Павлом I (правнуком Петра I) 20 (31) августа 1798 года как Училище Корабельной Архитектуры.[1]
В 1998 году, после объединения с ВВМИУ имени В. И. Ленина преобразован в Военно-морской инженерный институт — военное учебное заведение Санкт-Петербурга.
С 1 июля 2012 года после объединения Военно-морского инженерного института с Военно-морским институтом радиоэлектроники имени А. С. Попова стало называться Федеральное Государственное Образовательное учреждение Военный институт (Военно-морской политехнический) ФГКВОУ ВПО "Военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-морская академия им Н. Г. Кузнецова».[2][3]
Названия училища
- 1798—1827 — Училище корабельной архитектуры
- 1827—1856 — Кондукторские роты Учебного морского рабочего экипажа
- 1856—1867 — Инженерное и артиллерийское училище морского ведомства
- 1867—1872 — Инженерное училище морского ведомства
- 1872—1896 — Техническое училище Морского ведомства
- с 25 июня 1896 года — Морское техническоеучилище Императора Николая I
- с 24 сентября 1898 года — Морское инженерное училище Императора Николая I
- с 1917 — Морское инженерное училище
- С 29 января 1925 года — Военно-морское инженерное училище
- с 29 апреля 1927 года — Военно-морское инженерное училище имени т. Дзержинского
- с 10 июня 1939 года — Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище имени Ф. Э. Дзержинского
- с 29 августа 1998 года — Военно-морской инженерный институт
- с 1 июля 2012 года — ФГОУ Военный институт (Военно-морской политехнический) ФГКВОУ ВПО "Военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-морская академия им Н. Г. Кузнецова»
Училище корабельной архитектуры (1798—1827)
Внешние изображения |
|
Мемориальная доска на первом здании училища (Санкт-Петербург пр. Римского-Корсакова, № 16/2) |
20 (31) августа 1798 года император Павел I утвердил доклад «комитета по учреждении училищ для учеников штурманских и Корабельной Архитектуры». В Санкт-Петербурге и Николаеве были основаны первые в мире военно-морские инженерные учебные заведения — Училища корабельной архитектуры. Подобные учебные заведения были созданы в Англии только в 1811 году, в США — в 1845 году, а в Германии лишь в 1861.[4]
Николаевское училище корабельной архитектуры просуществовало всего 5 лет. Первым директором Черноморских штурманского и корабельного училища был адмирал граф М. И. Войнович.[5] В 1803 году николаевское училище было расформировано, а его воспитанники переведены в училище корабельной архитектуры Санкт-Петербурга, которое размещалось в доме генерал-майора Г. И. Бухарина, специально купленном Государственной адмиралтейской коллегией для училища (ныне Проспект Римского-Корсакова, № 16/2, на доме установлена мемориальная доска).
Первым директором Санкт-Петербуркого училища корабельной архитектуры был назначен известный кораблестроитель обер-сарваер А. С. Катасанов, который руководил училищем до 1804 года. Большой вклад в совершенствование учебного и воспитательного процесса училища внёс профессор математики С. Е. Гурьев.
В 1800 году в училище была открыта адъюнктура. 4 марта 1803 года Император Александр I утвердил первый Устав училища.
В училище преподавали курс корабельной архитектуры известные кораблестроители И. С. Разумов и И. В. Курепанов, а курс лесоводства русский учёный Е. Ф. Зябловский.
В Петербургское училище принимались дети дворян, офицеров и солдат в возрасте 12-14 лет, умевшие читать и писать, обладавшие хорошим здоровьем и способностями. Обучение продолжалось 6 лет. 2 января 1805 года из училища досрочно были выпущены самые способные ученики — И. А. Курочкин и А. А. Попов, впоследствии видный ученый и кораблестроитель. Первый выпуск состоялся в августе 1805 года, было выпущено 7 драфцманов (чертежник, конструктор), а к 1827 году училище дало флоту около 70 кораблестроителей, среди которых получили широкую мировую известность А. А. Попов, И. Я. Осминин, И. А. Амосов, С. О. Бурачек.
10 октября 1812 года в связи с Отечественной войной училище переехало в Свеаборг.
10 января 1817 года Училище корабельной архитектуры было слито с Морским кадетским корпусом и переехало в его здание.
Кондукторские роты Учебного морского рабочего экипажа (1827—1856)
Более 100 лет (в разные годы) училище размещалось в здании Адмиралтейства
25 апреля 1827 года училище корабельной архитектуры вместе с учительской гимназией, состоявшей при Морском корпусе и готовившей преподавателей морского дела, было преобразовано в Кондукторские роты Учебного морского рабочего экипажа с общим штатом 900 человек. Училище разделилось на высшее и низшее. Высшее стало готовить офицеров и кондукторов в корабельные инженеры, а низшее — унтер-офицеров в рабочие экипажи. Учебный экипаж состоял из двух кондукторских рот и четырёх мастерских. Мастерские пополнялись кантонистами.[6]
2 марта 1828 года Кондукторские роты Учебного морского рабочего экипажа были переведены в здание Главного Адмиралтейства. 30 апреля 1830 года состоялся первый выпуск слушателей учебного экипажа.
С 4 сентября 1832 года в кондукторских ротах начали готовить корабельных инженеров-механиков для управления паровыми машинами, а затем и инженеров морской строительной части и военных поселений.[7] 7 февраля 1834 года состоялся первый выпуск инженеров-механиков флота.
Выдающиеся выпускники училища данного периода: кораблестроитель Л. Г. Шведе, один из основателей Русского Технического Общества (1866) М. М. Окунев, проектировщик паровых и первых броненосных кораблей военно-морского флота Арцеулов Н. А., учёный в области паровых машин кораблей Н. Н. Божерянов.
Инженерное и артиллерийское училище морского ведомства (1856—1867)
В апреле 1856 года училище было преобразовано в Инженерное и Артиллерийское училище морского ведомства.
В 1857 году был произведен последний выпуск офицеров училища в корпус морской строительной части. С 1858 года училище готовило специалистов только двух специальностей: инженеров-кораблестроителей и инженеров-механиков.
В 1860 году было установлено звание кондуктор. Училище с этого времени производило выпуск уже не в офицеры, а в кондукторы корпуса корабельных инженеров и инженеров-механиков флота.
В этот период училище окончили известные впоследствии учёные и кораблестроители В. И. Афанасьев, И. И. Ислямов, Н. Е. Кутейников.
Инженерное училище морского ведомства(1867—1872)
В 1867 году по окончанию реформы военно-морского образования, которая проходила с 1854 года, училище было переименовано в Инженерное училище морского ведомства и было отнесено к разряду высшего специального морского учебного заведения.
В училище принимались по результатам конкурсного экзамена лица всех сословий в возрасте от 15 до 18 лет. Срок обучения в училище стал составлять 4 года.
Техническое училище Морского ведомства (1872—1898)
Итальянский дворец в Кронштадте, с 1872 года в здании размещалось Техническое училище Морского ведомства
17 (29) июля 1872 года были объединены Инженерное и Штурманско-артиллерийское училища. Училище было переименовано в Техническое училище морского ведомства и переведено в Кронштадт.
Готовило корабельных инженеров, инженеров-механиков, штурманов и морских артиллеристов. Штурманский и артиллерийские отделы были закрыты в 1883—1884 годы.
С 1886 года все кондукторы кораблестроительного и механического отделений училища, выдержавшие установленное испытание, получали: окончившие курс по кораблестроительному отделению — звание младшего помощника судостроителя, а окончившие курс по механическому отделению — звание младшего инженер-механика.[8]
С 1890 по 1900 годы изобретатель радио Попов, Александр Степанович был преподавателем физики Технического училища Морского ведомства, .
25 июня 1896 года училище было переименовано в Морское техническое Императора Николая I училище.
Училище в этот период закончили видные впоследствии корабельные инженеры И. Г. Бубнов, М. Н. Беклемишев и И. С. Горюнов — создатели первой российской подводной лодки «Дельфин», ученые-кораблестроители К. П. Боклевский и А. П. Шершов, военный гидрограф и полярный исследователь Н. В. Морозов.
Морское инженерное училище (1898—1917)
24 сентября (6 октября) 1898 года состоялось празднование 100—летия со дня образования училища и оно было переименовано в Морское инженерное училище Императора Николая I
В 1906 году для выпускников училища вводятся звания гардемарин-кораблестроитель и корабельный гардемарин-механик.
4 (17) апреля 1911 г. — Морскому Инженерному училищу Императора Николая I присвоен герб.[9][10]
В сентябре 1917 года училище переехало из Кронштадта в Петроград в здание Политехнического института и стало называться — Морское инженерное училище.
Выдающиеся выпускники данного периода, известные учёные и кораблестроители: В. П. Костенко, Н. Н. Кутейников, Ю. А. Шиманский, М. И. Яновский
В советское время
Историческая справка
10 июня 1939 года училище награждено орденом Ленина
- В мае 1918 года на 3-м съезде моряков Балтийского флота была принята резолюция, в которой было записано: «…Морское Инженерное училище, дающее флоту необходимых специалистов, должно непрерывно продолжать свои занятия на прежних основаниях, впредь до выработки норм в связи с общей реорганизацией морских школ»[11]
- С августа 1918 г. училище размещалось в здании Морского корпуса и было объединено с Училищем командного состава флота.
- 8 августа 1919 г. — Морское инженерное училище влито в Соединенные классы в качестве механического отдела, как временная мера для удовлетворения неотложных нужд флота.
- В 1919 году состоялся первый послереволюционный выпуск (48 специалистов).
- Октябрь 1919 г. — начало подготовки специалистов по электротехнической специальности.
- В 1920 г. — при Соединенных классах временно открыт Кораблестроительный отдел. Летом того же года отдел переведен в училище командного состава флота (УКСФ).
- Март 1922 г. — решение о разделении УКСФ вновь на Военно-морское и Морское инженерное училище.
- 2 мая 1922 г. — РВСР принял решение о восстановлении Морского инженерного училища в полном объёме.
- В сентябре 1925 года училище вновь переехало в здание Главного Адмиралтейства.
- В 1926 г. для обучающихся было введено воинское звание курсант.
- 29 апреля 1927 г. — переименование в Военно-морское инженерное училище имени т. Дзержинского.
- Октябрь 1929 г. — в училище произошло слияние механического и электротехнического отделов и началась подготовка командиров электромеханических боевых частей кораблей.
- 27 апреля 1930 г. — училище причисляется к разряду высших учебных заведений.
- В 1931 г. при училище открыты политические курсы. С 10 декабря 1932 г. — приказом РВС СССР № 235 политические курсы преобразованы в Военно-политическую школу. В 1936 г. Военно-политическая школа преобразована в Военно-политическое училище и переведено из Главного Адмиралтейства.
- 17 мая 1932 г. — в училище организуется отдельная школа для подготовки начальствующего состава связи — затем школа связи ВМС РККА. 29 мая 1933 г. школа связи преобразована в училище связи ВМС РККА (в 1936 г. переведено из Главного Адмиралтейства).
- 1932 г. — воссоздание в училище адъюнктуры.
- 1933 г. — вводятся параллельные классы со сроком обучения 3,5 года.
- 1937 г. — вновь начинает действовать электротехнический сектор.
- 1939 г. — создание отдела береговой обороны. В 1940 году отдел береговой обороны передан Высшему Военно-морскому инженерно-строительному училищу.
- С 16 мая 1939 г. — училище отнесено к разряду ВУЗов 1-й категории и переименовано в Высшее Военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского.
- 10 июня 1939 г. — училище награждено орденом Ленина и стало называться Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище имени Ф. Э. Дзержинского.
- В 1940 году — в училище вместо отделов сформированы факультеты — паросиловой, дизельный, электротехнический, кораблестроительный.
- 15 августа 1941 г. — эвакуация училища в г. Правдинск Горьковской области.
- 12 февраля 1942 г. — перебазирование училища в г. Баку.
- 1 сентября 1943 г. — при училище открыты курсы офицерского состава инженерно-корабельной службы.
- 15 ноября 1943 г. — Ученому совету училища предоставлено право принимать к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук.
- 25 декабря 1943 г. — училищу вручено боевое Красное знамя части.
- 23 июня 1944 г. — перебазирование училища в г. Ленинград.
- 1 февраля 1945 г. — при училище сформированы 10-ти месячные курсы усовершенствования офицеров инженерно-корабельной службы (КУОИКС). С 1 января 1948 г. — КУОИКС преобразованы в Высшие классы офицерского состава инженерно-корабельной службы (ВКОСИКС).
- 1945 г. — при училище работают курсы радиопомех и врачей КПА ГУК ВМФ.
- 1 мая и 24 июня 1945 г. — училище участвует в парадах в Москве в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
- 1948—1954 гг. — участие училища в формировании новых высших военно-морских училищ:25 апреля 1959 года паросиловой факультет переведен в ЛВВМИУ г. Пушкин и 30 апреля 1953 г. дизельный факультет переведен в Севастопольское ВВМИУ г. Севастополь.
- 15 апреля 1950 г. — создание особого факультета (для курсантов и слушателей стран народной демократии).
В 1951 году училищу был передан Инженерный замок
- 1951 г. — передача училищу Инженерного замка для размещения Кораблестроительного и Особого факультетов училища.
- 7 октября 1954 г. — при училище формируются курсы по подготовке специалистов судоремонтных предприятий.
- 20 августа 1956 г. — Ученому совету училища присвоено право принимать к защите диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук.
- 3 мая 1957 г. — в училище образован специальный факультет (в 1988 г. получил открытое наименование — факультет ядерных энергетических установок).
- С 24 апреля 1959 г. — при училище функционировали курсы инженеров-механиков ПЛ и НК по живучести кораблей, по размагничиванию, инженеров-энергетиков ЯЭУ ПЛ.
- С 1973 г. — в училище открыто отделение заочного обучения.
- С 20 июня 1975 г. — в училище введена специализация «спасательно-судоподъемная, водолазная».
В современной России
- С 1993 г. — вместо электротехнического факультета, переведенного в ВВМИУ (г. Пушкин), в училище открыт факультет комплексных систем управления (КСУ). Свое наименование факультет получил в 1997 году.
- 21 марта 1997 г. — Приказом ПС ВМФ № 107 утверждена дата ежегодного праздника ВВМИОЛУ им. Ф. Э. Дзержинского — 31 августа.
- 8 апреля 1998 г. — Государственная Дума Федерального собрания РФ приняла постановление «О праздновании 200-летнего юбилея ВВМИУ имени Ф. Э. Дзержинского», 12 мая 1998 года во дворце Белосельских-Белозерских (г. Санкт-Петербург) состоялся общественный акт торжественного чествования ВВМИОЛУ им. Ф. Э. Дзержинского в честь 200-летия со дня его основания.
- 1998 г. — За огромный и неоценимый вклад в создание, становление и развитие ВМФ России; за создание, развитие, популяризацию отечественного инженерного образования; за продолжение славных традиций в деле подготовки и обучения многих поколении российских моряков, прославляющих честь и славу Российского флота и Андреевского флага, ВВМИОЛУ им. Ф. Э. Дзержинского удостоено звания лауреата «Золотой Книги Санкт-Петербурга»
- 29 августа 1998 года — Правительство РФ приняло постановление № 1009, которым определено создание Военно-морского инженерного института (г. Пушкин, Ленинградской области) на базе ВВМИУ имени Ф. Э. Дзержинского (г. Санкт-Петербург) и ВВМИУ (г. Пушкин, Санкт-Петербург).
С 1918 по 1998 годы училище произвело 77 выпусков высококвалифицированных специалистов для военно-морского флота.
Начальники училища
1798—1919 |
1919 — н.в. |
Катасанов А. С. — (1790—1803), генерал-лейтенант |
Бжезинский В. Л. — (1922—1923) |
Балле И. П. — (1803—1805), адмирал |
Грундман Р. Р. — (1923—1924) |
Гагарин С. И. — (1805—1811), адмирал |
Лукомский П. И. — (1924—1927) |
Брюн-Сен-Катерин Я. Я. — (1811—1817), адмирал |
Татаринов А. Н.[12] — (1927—1930), генерал-майор |
Карцев П. К. — (1817—1827), адмирал |
Боровиков Г. Н. — (1930—1933) |
Сарычев — майор |
Рашевич Ф. К. — (1933—1937) |
Евдокимов — подполковник |
Михайлов А. А. — (1937—1941) |
Щитовский Ф. Ф. — (1830—1848), генерал-майор |
Крупский М. А. — (1941—1948), контр-адмирал |
Акимов — подполковник |
Красиков Б. Я. — (1948—1953), контр-адмирал |
Сиденснер К. К. — (с 27 марта 1856 - 1872), генерал-лейтенант |
Миляшкин И. Г. — (1953—1966), вице-адмирал |
Зеленой А. И. — (1872—1879), генерал-лейтенант |
Кучер А. Т. — (1966—1973), вице-адмирал |
Колонг К. Ф. (с 15 января 1879-1885)— генерал-лейтенант |
Егоров Н. К. — (1973—1979), вице-адмирал |
Изыльметьев Ф. Д. — (с 31 августа 1886—1900), капитан 1 ранга |
Кудрявцев В. Ф. — (1979—1988), вице-адмирал |
Пароменский А. И. — (1900—1908), генерал-лейтенант |
Мироненко Г. М. — (1988—1994), контр-адмирал |
Тыртов П. И.[13](1908 — 1917) — генерал-лейтенант |
Колесников И. Н. — (1994—1998), контр-адмирал |
Погодин А. И. — (март 1917 по май 1919), генерал-лейтенант |
Халиуллин Ю. М. — (1998—2000), контр-адмирал |
Улановский В. П. — (май-июнь 1919), полковник |
Мартынов Н. П. — (2000—2008), контр-адмирал |
|
Евгений Иванович Якушенко — капитан 1-го ранга запаса |
Знаменитые выпускники
Герои Советского Союза |
Герои Социалистического Труда |
Герои РФ |
Ватагин, Александр Иванович |
Балин, Николай Николаевич |
Сластен, Валерий Семенович |
Егоров, Владимир Васильевич |
Берг, Аксель Иванович |
Храмов, Анатолий Геннадьевич |
Коваленко, Юрий Семенович |
Буров, Виктор Николаевич |
|
Кулаков, Валерий Павлович |
Егоров, Михаил Васильевич |
|
Морозов, Николай Федорович |
Котов, Павел Григорьевич |
|
Николаенков, Игорь Дмитриевич |
Перегудов, Владимир Николаевич |
|
Петров, Игорь Дмитриевич |
Спасский, Игорь Дмитриевич |
|
Рождественский, Валерий Ильич |
|
|
Самсонов, Станислав Павлович |
|
|
Солодков, Леонид Михайлович |
|
|
Таптунов, Юрий Иванович |
|
|
Тимофеев, Рюрик Александрович |
|
|
- Учёные, инженеры-кораблестроители:
- Амосов, Иван Афанасьевич (1800—1878) — выдающийся русский кораблестроитель, построил первый в России винтовой фрегат «Архимед», инженер-генерал.
- Афанасьев, Василий Иванович (1843—1913) — русский инженер-механик флота, генерал-лейтенант, учёный в области кораблестроения и судовых двигателей.
- Бабушкин, Марк Николаевич (1924—2003) — учёный в области корабельной автоматики, телемеханики и вычислительной техники, Член-корреспондент АН СССР, капитан 1 ранга.
- Боклевский, Константин Петрович (1862—1928) — российский инженер-кораблестроитель, создал при институте первую в России высшую авиационную школу, генерал-майор.
- Бубнов, Иван Григорьевич (1872—1919) — российский корабельный инженер и математик, разработал проект и руководил постройкой первой в России подводной лодки «Дельфин» с двигателями внутреннего сгорания, генерал-майор.
- Бурачек, Степан Онисимович (1800—1877) — русский кораблестроитель, предложил разделить науку о корабле на три дисциплины: теорию корабля, корабельную архитектуру и прочность корпуса, генерал-лейтенант.
- Беклемишев, Михаил Николаевич (1858—1936) — российский корабельный инженер, вместе с И. Г. Бубновым разработал проект и руководил постройкой первой в России подводной лодки «Дельфин», создал первую в России — «гидрографическую мастерскую», командир наставник экипажей первых подводных лодок, генерал-майор.
- Вологдин, Виктор Петрович (1883—1950) — советский учёный и инженер, пионер применения электросварки в судостроении. Спроектировал и построил первое в СССР цельносварное судно.
- Власов, Василий Григорьевич (1896—1959) — учёный-кораблестроитель, педагог, инженер-контр-адмирал.
- Горожанский, Олег Всеволодович (1924—1999) — ученый и военный специалист в области создания и испытаний морских баллистических комплексов стратегического назначения. Лауреат Государственной премии СССР, капитан 1 ранга-инженер
- Гуляев, Эраст Евгеньевич (1846—1919) — учёный, кораблестроитель, первым в мире обосновал конструктивную защиту кораблей от подводных взрывов, генерал-лейтенант
- Замышляев, Баррикад Вячеславович (1925—2007) — учёный в области физики ядерного взрыва и проблем безопасности природного и техногенного характера, член-корреспондент РАН, генерал-лейтенант.
- Захаров, Игорь Григорьевич (1947 г.р.) — ученый, специалист военного кораблестроения, Член-корреспондент РАЕН, контр-адмирал.
- Исаченков, Николай Васильевич (1902—1969) — советский военно-морской деятель, заместителем Главкома ВМФ СССР по кораблестроению и вооружению (1952—1966), инженер-адмирал.
- Ислямов, Исхак Ибрагимович (1865—1929) — гидрограф, исследователь Арктики, в 1914 году объявил о принадлежности России Земли Франца-Иосифа и поднял над ней российский флаг, генерал-майора корпуса гидрографов.
- Костенко, Владимир Полиевктович(1881—1956) — российский и советский инженер-кораблестроитель, участник Цусимского сражения, один из организаторов судостроения в СССР.
- Кутейников, Николай Евлампиевич (1845—1906) — ученый-кораблестроитель, Главный инспектор кораблестроения (1895—1905), генерал-лейтенант по адмиралтейству, основатель династии отечественных кораблестроителей.
- Кутейников, Николай Николаевич (1872—1921) — русский кораблестроитель, впервые в отечественном судостроении применил секционный метод постройки подводных лодок, полковник Корпуса корабельных инженеров.
- Морозов, Николай Васильевич (1862—1925) — русский военный гидрограф и полярный исследователь, проводил разведку Северного морского пути, полковник.
- Осминин, Иван Яковлевич (ок.1787-1838) — русский кораблестроитель, построил свыше 20 парусных военных кораблей, полковник.
- Папкович, Пётр Фёдорович (1887—1946) — советский учёный-кораблестроитель, член-корреспондент Академии наук СССР, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1944), инженер-контр-адмирал.
- Поздюнин, Валентин Львович (1883—1948) — советский учёный в области кораблестроения и гидромеханики, теории проектирования судов и судовых систем, академик АН СССР.
- Попов, Александр Андреевич (1788—1859) — известный русский кораблестроитель первой половины XIX века, генерал-майор корпуса корабельных инженеров.
- Ратник, Ксаверий Ксаверьевич (1852—1924) — русский кораблестроитель XIX—XX веков, автор и релизатор проекта строительства бронепалубного крейсера I ранга «Аврора», Главный инспектор кораблестроения (1905—1907), генерал-лейтенант.
- Редькин, Андрей Михайлович (1900—1963) — советский государственный и военный деятель, заместитель министра судостроительной промышленности СССР (1941-1956), министр судостроительной промышленности СССР (1956—1957).
- Рябинин, Игорь Алексеевич (1925 г.р.) — российский ученый в области логико-вероятностных исчислений, разработал теорию надежности и безопасности структурно-сложных систем, контр-адмирал
- Саркисов, Ашот Аракелович (1924 г.р.) — советский и российский ученый, академик РАН, вице-адмирал.
- Сержанов, Александр Ильич (1924 г.р.) — советский военачальник, начальник Тольяттинского военно-технического института, генерал-майор.
- Собисевич, Леонид Евгеньевич (1930 г. р.) — учёный в области прикладной геофизики, прогнозирования и предупреждения глобальных геофизических и техногенных катастроф, Заслуженный деятель науки РФ, академик Российской Академии Естественных Наук, капитан 1 ранга.
- Шиманский, Юлиан Александрович (1883—1962) — советский учёный в области кораблестроения, академик АН СССР, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
- Шершов, Александр Павлович (1874—1959) — русский и советский ученый-кораблестроитель, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, инженер-вице-адмирал.
- Яновский, Михаил Иосифович (1888—1949) — учёный, инженер-конструктор паровых и газовых судовых турбин, член-корреспондент АН СССР, инженер-контр-адмирал.
- Художники, писатели, общественные деятели:
- Алексеев, Анатолий Алексеевич (военный) — русский филолог, библеист
- Александр (Толстопятов) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Молотовский и Соликамский
- Арцеулов, Николай Константинович — кораблестроитель, участвовал в постройке первых русских дредноутов «Севастополь» и «Полтава», художник-маринист
- Беггров, Александр Карлович — русский живописец — маринист, акварелист, академик и почётный член Императорской Академии художеств
- Гриценко, Николай Николаевич — русский художник — маринист и пейзажист
- Губинский, Анатолий Ильич — первый президент Советской эргономической ассоциации
- Кабаков, Марк Владимирович — писатель, поэт, публицист
- Меньшиков, Михаил Осипович — русский мыслитель, публицист и общественный деятель, один из идеологов русского национализма
- Ювачёв, Иван Павлович — революционер-народоволец, писатель
Именами выпускников училища названы
Корабли и суда отечественного флота
- «Академик Берг» — научно-исследовательское судно
- «Академик Берг» — рыболовное судно
- «Иван Бубнов» — танкер
- «Профессор Бубнов» — сухогрузное судно
- «Профессор Воскресенский» — сухогрузное судно, названное в честь ученого, кораблестроителя, генерала-лейтенанта Ивана Никаноровича Воскресенского
- «Контр-адмирал Власов» — морской минный тральщик
- «Инженер-механик Дмитриев» — эскадренный миноносец, спущен на воду 24 сентября 1906 года, назван в честь Дмитриева Павла Михайловича, механика миноносца «Страшный», погибшего в бою 31 марта 1904 года.
- «Инженер-механик Звеврев» — эскадренный миноносец, спущен на воду 24 сентября 1906 года, назван в честь Василия Васильевича Зверева, старшего инженер-механика миноносца «Сильный», погибшего в бою 14 марта 1904 года.
- «Адмирал Исаченков» — большой противолодочный корабль (Северный флот)
- «Петр Папкович» — корабль ВМФ
- «Профессор Папкович» — сухогрузное судно
- «Владимир Перегудов» — вспомогательное судно специального назначения, Северный флот
- «Академик Поздюнин» — сухогрузное судно
- «Иван Прибыльский» — рефрижераторное судно, названо в честь Ивана Степановича Прибыльского, первого заместителя министра судостроительной промышленности СССР (1956—1957).
- «Академик Шиманский» — сухогрузное судно
Улицы
Предприятия, институты, школы
Интересные факты
- В апреле 1816 года в Исаакиевском соборе после обрушения кусков штукатурки со сводов были остановлены богослужения. Император Александр I дал соизволение на устройство церкви в западном крыле здания Главного Адмиралтейства. С 27 октября 1858 года по повелению императора Александра II Адмиралтейская церковь морского ведомства во имя святого Спиридона Тримифунтского была наименована собором. В соборе хранился ботинок святого, привезенный с острова Корфу в 1860 году. 13 ноября 1920 года собор закрыли.[16]
См. также
Примечания
- Об учреждении корабельных и штурманских Училищ для Балтийского и Черноморского флотов, с приложением штатов оных Училищ и табелей мундирным и амуниционным вещам.(Полное собрание Законов Российской империи. 1798 год. Том 25. Закон № 18634)
- Политехнический фундамент флота. Олег Починюк, «Красная звезда», 29.08.2012.
- Обучение на платном отделении военно-морского политеха обойдется в четверть миллиона.
- Русское кораблестроение
- Н. Скрицкий Первые черноморские морские училища.
- Учебные экипажи. Энциклопедия Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А. (1890—1916 гг.)
- Морское инженерное училище императора Николая I в Кронштадте. Военная энциклопедия, 1911—1914.
- Высочайше утверждённое Положение о корабельных инженерах и инженер-механиках флота. ПСЗ РИ II № 3701 от 15 мая 1886 г.
- О присвоении Морскому Инженерному Училищу Императора Николая I герба. (Полное собрание законов Российской Империи. Указ 35007. 1911 год)
- Рисунок герба Морского Инженерного Училища Императора Николая I
- ↑ Резолюция 3 съезда моряков Балтийского флота. РГАВМФ, ф.342, оп.1, д.93, л.116
- Начальник ВМИУ имени т. Дзержинского генерал-майор Татаринов Алексей Николаевич
- ↑ Тыртов Петр Иванович (1856—1927) Генерал-лейтенант флота, начальник Морского инженерного училища. Умер в эмиграции 30 декабря 1927 года. //Волков С. В. Офицеры флота и морского ведомства.- М.,2004
- Русский берег: Морской топонимический справочник
- Улица Катасанова в Донецке.
- Часовня свт. Спиридона Тримифунтского.
Литература
- Быховский И. А. Рассказы о русских кораблестроителях.-Л.: Судостроение, 1966.
- Кузинец И. М. «Адмиралтейская Академия». — Москва: Изд. дом «Руда и металлы», 1998. — 640 с.: ил. (суперобложка)
- Кузинец И. М., Муру Н. П. «Военно-морскому кораблестроительному образованию 200 лет» в кн. «Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России» т.1 — Спб: Наука, 2001.
- Наймушин И. Н. Дом для корабелов. СПб., 1997.
- Пароменский А. Исторический очерк Морского инженерного училища, в. 2, СПБ, 1900.
- Пилявский В. И. Главное Адмиралтейство в Ленинграде. Л.; М., 1945.
- Синявер М. М. Адмиралтейство. М., 1948; Сашонко В. Н. Адмиралтейство. 3-е изд., испр. и доп. Л., 1982.
- Соловьева Т. А. К причалам Адмиралтейской набережной. СПб., ИКАР,1999.
- Усик Н. П., Полях Я. И. Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище имени Ф. Э. Дзержинского, исторический очерк, издание училища, Ленинград, 1990 г.
- Колесников И., Кузинец И. Морские инженерные династии.//Морской сборник № 1, 1998 г.
Ссылки
- Официальный сайт
- Военно-морской инженерный институт
- Военно-морской инженерный институт (г. Пушкин)
- Указ об учреждении в Петербурге и Николаеве специальных училищ корабельной архитектуры (1798 г. 20.8)
- Морское инженерное училище императора Николая I в Кронштадте. Военная энциклопедия, 1911—1914 г.г.
- Обращение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к Председателю Правительства Российской Федерации о сохранении Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф. Э. Дзержинского. 30 сентября 1998 года.