Stavkvantorium.ru

Технопарк Кванториум

Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского

Военно-морской инженерный институт
(ВМИИ)
Год основания

1998

Студенты

2036

Доктора

60

Профессора

69

Расположение

Санкт-Петербург, город Пушкин

Юридический адрес

196604, Санкт-Петербург, г. Пушкин, Кадетский бульвар д. 1

Сайт

www.vmii.edu.ru

Эта статья о высшем учебном заведении, существовавшем до 1998 года. О ныне существующем вузе см. Военно-морской инженерный институт

Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского основано Императором Павлом I (правнуком Петра I) 20 (31) августа 1798 года как Училище Корабельной Архитектуры.[1]

В 1998 году, после объединения с ВВМИУ имени В. И. Ленина преобразован в Военно-морской инженерный институт — военное учебное заведение Санкт-Петербурга.

С 1 июля 2012 года после объединения Военно-морского инженерного института с Военно-морским институтом радиоэлектроники имени А. С. Попова стало называться Федеральное Государственное Образовательное учреждение Военный институт (Военно-морской политехнический) ФГКВОУ ВПО "Военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-морская академия им Н. Г. Кузнецова».[2][3]

Содержание

Названия училища

  • 1798—1827 — Училище корабельной архитектуры
  • 1827—1856 — Кондукторские роты Учебного морского рабочего экипажа
  • 1856—1867 — Инженерное и артиллерийское училище морского ведомства
  • 1867—1872 — Инженерное училище морского ведомства
  • 1872—1896 — Техническое училище Морского ведомства
  • с 25 июня 1896 года — Морское техническоеучилище Императора Николая I
  • с 24 сентября 1898 года — Морское инженерное училище Императора Николая I
  • с 1917 — Морское инженерное училище
  • С 29 января 1925 года — Военно-морское инженерное училище
  • с 29 апреля 1927 года — Военно-морское инженерное училище имени т. Дзержинского
  • с 10 июня 1939 года — Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище имени Ф. Э. Дзержинского
  • с 29 августа 1998 года — Военно-морской инженерный институт
  • с 1 июля 2012 года — ФГОУ Военный институт (Военно-морской политехнический) ФГКВОУ ВПО "Военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-морская академия им Н. Г. Кузнецова»

Училище корабельной архитектуры (1798—1827)

Внешние изображения
Мемориальная доска на первом здании училища (Санкт-Петербург пр. Римского-Корсакова, № 16/2)

20 (31) августа 1798 года император Павел I утвердил доклад «комитета по учреждении училищ для учеников штурманских и Корабельной Архитектуры». В Санкт-Петербурге и Николаеве были основаны первые в мире военно-морские инженерные учебные заведения — Училища корабельной архитектуры. Подобные учебные заведения были созданы в Англии только в 1811 году, в США — в 1845 году, а в Германии лишь в 1861.[4]

Николаевское училище корабельной архитектуры просуществовало всего 5 лет. Первым директором Черноморских штурманского и корабельного училища был адмирал граф М. И. Войнович.[5] В 1803 году николаевское училище было расформировано, а его воспитанники переведены в училище корабельной архитектуры Санкт-Петербурга, которое размещалось в доме генерал-майора Г. И. Бухарина, специально купленном Государственной адмиралтейской коллегией для училища (ныне Проспект Римского-Корсакова, № 16/2, на доме установлена мемориальная доска).

Первым директором Санкт-Петербуркого училища корабельной архитектуры был назначен известный кораблестроитель обер-сарваер А. С. Катасанов, который руководил училищем до 1804 года. Большой вклад в совершенствование учебного и воспитательного процесса училища внёс профессор математики С. Е. Гурьев.

В 1800 году в училище была открыта адъюнктура. 4 марта 1803 года Император Александр I утвердил первый Устав училища.

В училище преподавали курс корабельной архитектуры известные кораблестроители И. С. Разумов и И. В. Курепанов, а курс лесоводства русский учёный Е. Ф. Зябловский.

В Петербургское училище принимались дети дворян, офицеров и солдат в возрасте 12-14 лет, умевшие читать и писать, обладавшие хорошим здоровьем и способностями. Обучение продолжалось 6 лет. 2 января 1805 года из училища досрочно были выпущены самые способные ученики — И. А. Курочкин и А. А. Попов, впоследствии видный ученый и кораблестроитель. Первый выпуск состоялся в августе 1805 года, было выпущено 7 драфцманов (чертежник, конструктор), а к 1827 году училище дало флоту около 70 кораблестроителей, среди которых получили широкую мировую известность А. А. Попов, И. Я. Осминин, И. А. Амосов, С. О. Бурачек.

10 октября 1812 года в связи с Отечественной войной училище переехало в Свеаборг.

10 января 1817 года Училище корабельной архитектуры было слито с Морским кадетским корпусом и переехало в его здание.

Кондукторские роты Учебного морского рабочего экипажа (1827—1856)

Более 100 лет (в разные годы) училище размещалось в здании Адмиралтейства

25 апреля 1827 года училище корабельной архитектуры вместе с учительской гимназией, состоявшей при Морском корпусе и готовившей преподавателей морского дела, было преобразовано в Кондукторские роты Учебного морского рабочего экипажа с общим штатом 900 человек. Училище разделилось на высшее и низшее. Высшее стало готовить офицеров и кондукторов в корабельные инженеры, а низшее — унтер-офицеров в рабочие экипажи. Учебный экипаж состоял из двух кондукторских рот и четырёх мастерских. Мастерские пополнялись кантонистами.[6]

2 марта 1828 года Кондукторские роты Учебного морского рабочего экипажа были переведены в здание Главного Адмиралтейства. 30 апреля 1830 года состоялся первый выпуск слушателей учебного экипажа.

С 4 сентября 1832 года в кондукторских ротах начали готовить корабельных инженеров-механиков для управления паровыми машинами, а затем и инженеров морской строительной части и военных поселений.[7] 7 февраля 1834 года состоялся первый выпуск инженеров-механиков флота.

Выдающиеся выпускники училища данного периода: кораблестроитель Л. Г. Шведе, один из основателей Русского Технического Общества (1866) М. М. Окунев, проектировщик паровых и первых броненосных кораблей военно-морского флота Арцеулов Н. А., учёный в области паровых машин кораблей Н. Н. Божерянов.

Инженерное и артиллерийское училище морского ведомства (1856—1867)

В апреле 1856 года училище было преобразовано в Инженерное и Артиллерийское училище морского ведомства.

В 1857 году был произведен последний выпуск офицеров училища в корпус морской строительной части. С 1858 года училище готовило специалистов только двух специальностей: инженеров-кораблестроителей и инженеров-механиков.

В 1860 году было установлено звание кондуктор. Училище с этого времени производило выпуск уже не в офицеры, а в кондукторы корпуса корабельных инженеров и инженеров-механиков флота.

В этот период училище окончили известные впоследствии учёные и кораблестроители В. И. Афанасьев, И. И. Ислямов, Н. Е. Кутейников.

Инженерное училище морского ведомства(1867—1872)

В 1867 году по окончанию реформы военно-морского образования, которая проходила с 1854 года, училище было переименовано в Инженерное училище морского ведомства и было отнесено к разряду высшего специального морского учебного заведения.

В училище принимались по результатам конкурсного экзамена лица всех сословий в возрасте от 15 до 18 лет. Срок обучения в училище стал составлять 4 года.

Техническое училище Морского ведомства (1872—1898)

Итальянский дворец в Кронштадте, с 1872 года в здании размещалось Техническое училище Морского ведомства

17 (29) июля 1872 года были объединены Инженерное и Штурманско-артиллерийское училища. Училище было переименовано в Техническое училище морского ведомства и переведено в Кронштадт.

Готовило корабельных инженеров, инженеров-механиков, штурманов и морских артиллеристов. Штурманский и артиллерийские отделы были закрыты в 1883—1884 годы.

С 1886 года все кондукторы кораблестроительного и механического отделений училища, выдержавшие установленное испытание, получали: окончившие курс по кораблестроительному отделению — звание младшего помощника судостроителя, а окончившие курс по механическому отделению — звание младшего инженер-механика.[8]

С 1890 по 1900 годы изобретатель радио Попов, Александр Степанович был преподавателем физики Технического училища Морского ведомства, .

25 июня 1896 года училище было переименовано в Морское техническое Императора Николая I училище.

Училище в этот период закончили видные впоследствии корабельные инженеры И. Г. Бубнов, М. Н. Беклемишев и И. С. Горюнов — создатели первой российской подводной лодки «Дельфин», ученые-кораблестроители К. П. Боклевский и А. П. Шершов, военный гидрограф и полярный исследователь Н. В. Морозов.

Морское инженерное училище (1898—1917)

24 сентября (6 октября) 1898 года состоялось празднование 100—летия со дня образования училища и оно было переименовано в Морское инженерное училище Императора Николая I

В 1906 году для выпускников училища вводятся звания гардемарин-кораблестроитель и корабельный гардемарин-механик.

4 (17) апреля 1911 г. — Морскому Инженерному училищу Императора Николая I присвоен герб.[9][10]

В сентябре 1917 года училище переехало из Кронштадта в Петроград в здание Политехнического института и стало называться — Морское инженерное училище.

Выдающиеся выпускники данного периода, известные учёные и кораблестроители: В. П. Костенко, Н. Н. Кутейников, Ю. А. Шиманский, М. И. Яновский

В советское время

Историческая справка

10 июня 1939 года училище награждено орденом Ленина
  • В мае 1918 года на 3-м съезде моряков Балтийского флота была принята резолюция, в которой было записано: «…Морское Инженерное училище, дающее флоту необходимых специалистов, должно непрерывно продолжать свои занятия на прежних основаниях, впредь до выработки норм в связи с общей реорганизацией морских школ»[11]
  • С августа 1918 г. училище размещалось в здании Морского корпуса и было объединено с Училищем командного состава флота.
  • 8 августа 1919 г. — Морское инженерное училище влито в Соединенные классы в качестве механического отдела, как временная мера для удовлетворения неотложных нужд флота.
  • В 1919 году состоялся первый послереволюционный выпуск (48 специалистов).
  • Октябрь 1919 г. — начало подготовки специалистов по электротехнической специальности.
  • В 1920 г. — при Соединенных классах временно открыт Кораблестроительный отдел. Летом того же года отдел переведен в училище командного состава флота (УКСФ).
  • Март 1922 г. — решение о разделении УКСФ вновь на Военно-морское и Морское инженерное училище.
  • 2 мая 1922 г. — РВСР принял решение о восстановлении Морского инженерного училища в полном объёме.
  • В сентябре 1925 года училище вновь переехало в здание Главного Адмиралтейства.
  • В 1926 г. для обучающихся было введено воинское звание курсант.
  • 29 апреля 1927 г. — переименование в Военно-морское инженерное училище имени т. Дзержинского.
  • Октябрь 1929 г. — в училище произошло слияние механического и электротехнического отделов и началась подготовка командиров электромеханических боевых частей кораблей.
  • 27 апреля 1930 г. — училище причисляется к разряду высших учебных заведений.
  • В 1931 г. при училище открыты политические курсы. С 10 декабря 1932 г. — приказом РВС СССР № 235 политические курсы преобразованы в Военно-политическую школу. В 1936 г. Военно-политическая школа преобразована в Военно-политическое училище и переведено из Главного Адмиралтейства.
  • 17 мая 1932 г. — в училище организуется отдельная школа для подготовки начальствующего состава связи — затем школа связи ВМС РККА. 29 мая 1933 г. школа связи преобразована в училище связи ВМС РККА (в 1936 г. переведено из Главного Адмиралтейства).
  • 1932 г. — воссоздание в училище адъюнктуры.
  • 1933 г. — вводятся параллельные классы со сроком обучения 3,5 года.
  • 1937 г. — вновь начинает действовать электротехнический сектор.
  • 1939 г. — создание отдела береговой обороны. В 1940 году отдел береговой обороны передан Высшему Военно-морскому инженерно-строительному училищу.
  • С 16 мая 1939 г. — училище отнесено к разряду ВУЗов 1-й категории и переименовано в Высшее Военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского.
  • 10 июня 1939 г. — училище награждено орденом Ленина и стало называться Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище имени Ф. Э. Дзержинского.
  • В 1940 году — в училище вместо отделов сформированы факультеты — паросиловой, дизельный, электротехнический, кораблестроительный.
  • 15 августа 1941 г. — эвакуация училища в г. Правдинск Горьковской области.
  • 12 февраля 1942 г. — перебазирование училища в г. Баку.
  • 1 сентября 1943 г. — при училище открыты курсы офицерского состава инженерно-корабельной службы.
  • 15 ноября 1943 г. — Ученому совету училища предоставлено право принимать к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук.
  • 25 декабря 1943 г. — училищу вручено боевое Красное знамя части.
  • 23 июня 1944 г. — перебазирование училища в г. Ленинград.
  • 1 февраля 1945 г. — при училище сформированы 10-ти месячные курсы усовершенствования офицеров инженерно-корабельной службы (КУОИКС). С 1 января 1948 г. — КУОИКС преобразованы в Высшие классы офицерского состава инженерно-корабельной службы (ВКОСИКС).
  • 1945 г. — при училище работают курсы радиопомех и врачей КПА ГУК ВМФ.
  • 1 мая и 24 июня 1945 г. — училище участвует в парадах в Москве в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
  • 1948—1954 гг. — участие училища в формировании новых высших военно-морских училищ:25 апреля 1959 года паросиловой факультет переведен в ЛВВМИУ г. Пушкин и 30 апреля 1953 г. дизельный факультет переведен в Севастопольское ВВМИУ г. Севастополь.
  • 15 апреля 1950 г. — создание особого факультета (для курсантов и слушателей стран народной демократии).
В 1951 году училищу был передан Инженерный замок
  • 1951 г. — передача училищу Инженерного замка для размещения Кораблестроительного и Особого факультетов училища.
  • 7 октября 1954 г. — при училище формируются курсы по подготовке специалистов судоремонтных предприятий.
  • 20 августа 1956 г. — Ученому совету училища присвоено право принимать к защите диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук.
  • 3 мая 1957 г. — в училище образован специальный факультет (в 1988 г. получил открытое наименование — факультет ядерных энергетических установок).
  • С 24 апреля 1959 г. — при училище функционировали курсы инженеров-механиков ПЛ и НК по живучести кораблей, по размагничиванию, инженеров-энергетиков ЯЭУ ПЛ.
  • С 1973 г. — в училище открыто отделение заочного обучения.
  • С 20 июня 1975 г. — в училище введена специализация «спасательно-судоподъемная, водолазная».

В современной России

  • С 1993 г. — вместо электротехнического факультета, переведенного в ВВМИУ (г. Пушкин), в училище открыт факультет комплексных систем управления (КСУ). Свое наименование факультет получил в 1997 году.
  • 21 марта 1997 г. — Приказом ПС ВМФ № 107 утверждена дата ежегодного праздника ВВМИОЛУ им. Ф. Э. Дзержинского — 31 августа.
  • 8 апреля 1998 г. — Государственная Дума Федерального собрания РФ приняла постановление «О праздновании 200-летнего юбилея ВВМИУ имени Ф. Э. Дзержинского», 12 мая 1998 года во дворце Белосельских-Белозерских (г. Санкт-Петербург) состоялся общественный акт торжественного чествования ВВМИОЛУ им. Ф. Э. Дзержинского в честь 200-летия со дня его основания.
  • 1998 г. — За огромный и неоценимый вклад в создание, становление и развитие ВМФ России; за создание, развитие, популяризацию отечественного инженерного образования; за продолжение славных традиций в деле подготовки и обучения многих поколении российских моряков, прославляющих честь и славу Российского флота и Андреевского флага, ВВМИОЛУ им. Ф. Э. Дзержинского удостоено звания лауреата «Золотой Книги Санкт-Петербурга»
  • 29 августа 1998 года — Правительство РФ приняло постановление № 1009, которым определено создание Военно-морского инженерного института (г. Пушкин, Ленинградской области) на базе ВВМИУ имени Ф. Э. Дзержинского (г. Санкт-Петербург) и ВВМИУ (г. Пушкин, Санкт-Петербург).

С 1918 по 1998 годы училище произвело 77 выпусков высококвалифицированных специалистов для военно-морского флота.

Начальники училища

1798—1919 1919 — н.в.
Катасанов А. С. — (1790—1803), генерал-лейтенант Бжезинский В. Л. — (1922—1923)
Балле И. П. — (1803—1805), адмирал Грундман Р. Р. — (1923—1924)
Гагарин С. И. — (1805—1811), адмирал Лукомский П. И. — (1924—1927)
Брюн-Сен-Катерин Я. Я. — (1811—1817), адмирал Татаринов А. Н.[12] — (1927—1930), генерал-майор
Карцев П. К. — (1817—1827), адмирал Боровиков Г. Н. — (1930—1933)
Сарычев — майор Рашевич Ф. К. — (1933—1937)
Евдокимов — подполковник Михайлов А. А. — (1937—1941)
Щитовский Ф. Ф. — (1830—1848), генерал-майор Крупский М. А. — (1941—1948), контр-адмирал
Акимов — подполковник Красиков Б. Я. — (1948—1953), контр-адмирал
Сиденснер К. К. — (с 27 марта 1856 - 1872), генерал-лейтенант Миляшкин И. Г. — (1953—1966), вице-адмирал
Зеленой А. И. — (1872—1879), генерал-лейтенант Кучер А. Т. — (1966—1973), вице-адмирал
Колонг К. Ф. (с 15 января 1879-1885)— генерал-лейтенант Егоров Н. К. — (1973—1979), вице-адмирал
Изыльметьев Ф. Д. — (с 31 августа 1886—1900), капитан 1 ранга Кудрявцев В. Ф. — (1979—1988), вице-адмирал
Пароменский А. И. — (1900—1908), генерал-лейтенант Мироненко Г. М. — (1988—1994), контр-адмирал
Тыртов П. И.[13](1908 — 1917) — генерал-лейтенант Колесников И. Н. — (1994—1998), контр-адмирал
Погодин А. И. — (март 1917 по май 1919), генерал-лейтенант Халиуллин Ю. М. — (1998—2000), контр-адмирал
Улановский В. П. — (май-июнь 1919), полковник Мартынов Н. П. — (2000—2008), контр-адмирал
Евгений Иванович Якушенко — капитан 1-го ранга запаса

Знаменитые выпускники

Герои Советского Союза Герои Социалистического Труда Герои РФ
Ватагин, Александр Иванович Балин, Николай Николаевич Сластен, Валерий Семенович
Егоров, Владимир Васильевич Берг, Аксель Иванович Храмов, Анатолий Геннадьевич
Коваленко, Юрий Семенович Буров, Виктор Николаевич
Кулаков, Валерий Павлович Егоров, Михаил Васильевич
Морозов, Николай Федорович Котов, Павел Григорьевич
Николаенков, Игорь Дмитриевич Перегудов, Владимир Николаевич
Петров, Игорь Дмитриевич Спасский, Игорь Дмитриевич
Рождественский, Валерий Ильич
Самсонов, Станислав Павлович
Солодков, Леонид Михайлович
Таптунов, Юрий Иванович
Тимофеев, Рюрик Александрович

Именами выпускников училища названы

Корабли и суда отечественного флота

  • «Академик Берг» — научно-исследовательское судно
  • «Академик Берг» — рыболовное судно
  • «Иван Бубнов» — танкер
  • «Профессор Бубнов» — сухогрузное судно
  • «Профессор Воскресенский» — сухогрузное судно, названное в честь ученого, кораблестроителя, генерала-лейтенанта Ивана Никаноровича Воскресенского
  • «Контр-адмирал Власов» — морской минный тральщик
  • «Инженер-механик Дмитриев» — эскадренный миноносец, спущен на воду 24 сентября 1906 года, назван в честь Дмитриева Павла Михайловича, механика миноносца «Страшный», погибшего в бою 31 марта 1904 года.
  • «Инженер-механик Звеврев» — эскадренный миноносец, спущен на воду 24 сентября 1906 года, назван в честь Василия Васильевича Зверева, старшего инженер-механика миноносца «Сильный», погибшего в бою 14 марта 1904 года.
  • «Адмирал Исаченков» — большой противолодочный корабль (Северный флот)
  • «Петр Папкович» — корабль ВМФ
  • «Профессор Папкович» — сухогрузное судно
  • «Владимир Перегудов» — вспомогательное судно специального назначения, Северный флот
  • «Академик Поздюнин» — сухогрузное судно
  • «Иван Прибыльский» — рефрижераторное судно, названо в честь Ивана Степановича Прибыльского, первого заместителя министра судостроительной промышленности СССР (1956—1957).
  • «Академик Шиманский» — сухогрузное судно

Улицы

Предприятия, институты, школы

Интересные факты

  • В апреле 1816 года в Исаакиевском соборе после обрушения кусков штукатурки со сводов были остановлены богослужения. Император Александр I дал соизволение на устройство церкви в западном крыле здания Главного Адмиралтейства. С 27 октября 1858 года по повелению императора Александра II Адмиралтейская церковь морского ведомства во имя святого Спиридона Тримифунтского была наименована собором. В соборе хранился ботинок святого, привезенный с острова Корфу в 1860 году. 13 ноября 1920 года собор закрыли.[16]

См. также

Примечания

  1. Об учреждении корабельных и штурманских Училищ для Балтийского и Черноморского флотов, с приложением штатов оных Училищ и табелей мундирным и амуниционным вещам.(Полное собрание Законов Российской империи. 1798 год. Том 25. Закон № 18634)
  2. Политехнический фундамент флота. Олег Починюк, «Красная звезда», 29.08.2012.
  3. Обучение на платном отделении военно-морского политеха обойдется в четверть миллиона.
  4. Русское кораблестроение
  5. Н. Скрицкий Первые черноморские морские училища.
  6. Учебные экипажи. Энциклопедия Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А. (1890—1916 гг.)
  7. Морское инженерное училище императора Николая I в Кронштадте. Военная энциклопедия, 1911—1914.
  8. Высочайше утверждённое Положение о корабельных инженерах и инженер-механиках флота. ПСЗ РИ II № 3701 от 15 мая 1886 г.
  9. О присвоении Морскому Инженерному Училищу Императора Николая I герба. (Полное собрание законов Российской Империи. Указ 35007. 1911 год)
  10. Рисунок герба Морского Инженерного Училища Императора Николая I
  11. Резолюция 3 съезда моряков Балтийского флота. РГАВМФ, ф.342, оп.1, д.93, л.116
  12. Начальник ВМИУ имени т. Дзержинского генерал-майор Татаринов Алексей Николаевич
  13. Тыртов Петр Иванович (1856—1927) Генерал-лейтенант флота, начальник Морского инженерного училища. Умер в эмиграции 30 декабря 1927 года. //Волков С. В. Офицеры флота и морского ведомства.- М.,2004
  14. Русский берег: Морской топонимический справочник
  15. Улица Катасанова в Донецке.
  16. Часовня свт. Спиридона Тримифунтского.

Литература

  • Быховский И. А. Рассказы о русских кораблестроителях.-Л.: Судостроение, 1966.
  • Кузинец И. М. «Адмиралтейская Академия». — Москва: Изд. дом «Руда и металлы», 1998. — 640 с.: ил. (суперобложка)
  • Кузинец И. М., Муру Н. П. «Военно-морскому кораблестроительному образованию 200 лет» в кн. «Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России» т.1 — Спб: Наука, 2001.
  • Наймушин И. Н. Дом для корабелов. СПб., 1997.
  • Пароменский А. Исторический очерк Морского инженерного училища, в. 2, СПБ, 1900.
  • Пилявский В. И. Главное Адмиралтейство в Ленинграде. Л.; М., 1945.
  • Синявер М. М. Адмиралтейство. М., 1948; Сашонко В. Н. Адмиралтейство. 3-е изд., испр. и доп. Л., 1982.
  • Соловьева Т. А. К причалам Адмиралтейской набережной. СПб., ИКАР,1999.
  • Усик Н. П., Полях Я. И. Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище имени Ф. Э. Дзержинского, исторический очерк, издание училища, Ленинград, 1990 г.
  • Колесников И., Кузинец И. Морские инженерные династии.//Морской сборник № 1, 1998 г.

Ссылки

  • Официальный сайт
  • Военно-морской инженерный институт
  • Военно-морской инженерный институт (г. Пушкин)
  • Указ об учреждении в Петербурге и Николаеве специальных училищ корабельной архитектуры (1798 г. 20.8)
  • Морское инженерное училище императора Николая I в Кронштадте. Военная энциклопедия, 1911—1914 г.г.
  • Обращение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к Председателю Правительства Российской Федерации о сохранении Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф. Э. Дзержинского. 30 сентября 1998 года.


Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского.

© 2018–2023 stavkvantorium.ru, Россия, Самара, ул. Гагарина 35, +7 (846) 396-69-90

Дополнительные материалы:
(ФАЙЛ)
Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского.zip

Содержание:

- Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского


СКАЧАТЬ ФАЙЛ