Stavkvantorium.ru

Технопарк Кванториум

Дворцовая набережная

59°56′29.45″ с. ш. 30°18′48.26″ в. д. / 59.941514° с. ш. 30.313406° в. д. (G) (O)

Дворцовая набережная
Санкт-Петербург
Общая информация
Район города Центральный
Прежние названия Набережная Девятого Января
Протяжённость 1300 м
Ближайшие станции метро Адмиралтейская

на карте OpenStreetMap
на карте Яндекс
на карте Google
Дворцовая набережная на Викискладе

Дворцо́вая на́бережная Невы в центре Санкт-Петербурга находится по правому берегу от Набережной Кутузова до Адмиралтейской набережной.

На набережной расположены здания Государственного Эрмитажа, Русского музея и пр.

Содержание

Связь с городской улично-дорожной сетью

Основные магистрали

Улицы

Водные коммуникации

Транспорт

Наземный общественный транспорт лишь пересекает набережную, не проходя по ней самой.

На набережной находятся пристани, обслуживающие водные виды транспорта:

Ближайшие станции метро:

Общественный транспорт, пересекающий набережную:

Автобус: маршруты 3М, 3Мб, 5М, 5Мб, 7, 10, 24, 191.[1]
Троллейбус: маршруты 1, 7, 10, 11.[2]

Автобус: маршруты 46, 49.[3]

История строительства

Формирование береговой линии

В начале XVIII века болотистый берег Невы ещё не был укреплён, застройка велась в глубине участков, таким образом набережная проходила примерно в середине квартала между нынешней Миллионной улицей и современной набережной Невы и называлась Верхней набережной. Однако уже в 1716 году она за счёт расширения земельных участков смещается к северу: побили сваи по мелководью реки и устроили новую существующую и ныне набережную[4]

В апреле 1707 года был издан указ, строго регламентировавший отвод участков под застройку в зависимости от служебного и имущественного положения просителей. Этим же указом были установлены размеры земельных наделов. Все они узкой стороной (от 5 до 12 саженей) выходили на берег Невы и предназначались только для лиц, имеющих отношение к Адмиралтейскому ведомству[5].

Архитектурный ансамбль

Каменные парапеты

в 1760-х годах у Екатерины II рождаются грандиозные честолюбивые замыслы обновления столицы. На передний план стали выдвигаться задачи градостроительного порядка, учреждается Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, главным архитектором которой стал Юрий Фельтен. В числе первых мер по преобразованию Петербурга и была замена деревянной набережной Невы каменным парапетом с лестницами-пристанями. В июле 1762 года последовал указ:

«Здесь в Санкт-Петербурге против всех наших дворцов, садов и казенных домов берега сделать каменные»

РГИА, ф. 466, оп. 1, д. 108, л. 5, 103.

Определяющая роль в осуществлении этого замысла принадлежала Фельтену. Трудоёмкие работы по сооружению гранитной набережной продолжались до 1780 года. Зыбкая почва укреплялась свайною бойкою, местами делалась подсыпка земли. Лестницы-причалы предполагалось сделать прямыми уступами, однако в окончательном варианте они приобрели овальные очертания. «По всему берегу и пристаням хотя балюстрад назначен был железными решетками, но… для прочности сделаны из морского тесаного камня панели». Из такого же камня выложили «пешеход». «От оного пешеходу к домам из-под старой дороги слабая земля вынута, а вместо того в настоящую глубину укреплен фундамент и особливым твердым мощением исправлен». Вдоль всей набережной были поставлены фонари на металлических столбах. Тогда же у старого Зимнего дворца над канавкой соорудили каменный «мост со сводом и балюстрадом». Мост через Фонтанку задуман был каменным только у берегов, а в середине деревянным, с подъёмным устройством, но ради прочности его соорудили «весь каменный со сводами», тот самый, который сохранился до наших дней.

Вид с Невы

Достопримечательности

Известные жители

Дом № 6

Интересные факты

Для основной части Александровской колонны (гранитного монолита весом 600 тонн), добытой в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне использовался особый причал на Дворцовой набережной. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник Гласин, который сконструировал и построил специальный бот, названный «святой Николай»[6], грузоподъёмностью до 1 100 тонн. Для выполнения разгрузочных работ была построена специальная пристань. Выгрузка производилась на деревянную платформу на конце мола, которая совпадала по высоте с бортом судна. Возглавлял работы по добыче и доставке подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев, который нёс ответственность за всю часть операции с начала и до момента выгрузки монолита на берег.

Примечания

  1. Маршруты автобуса на сайте Организатора перевозок
  2. Маршруты троллейбуса на сайте Организатора перевозок
  3. Маршруты автобуса на сайте Организатора перевозок
  4. А. И. Богданов. Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его в 1703... // СПб, 1779. С. 58.
  5. РГАВМФ, ф. 176, д. 62, л. 273, 296-315. Опись домов Адмиралтейского острова подтверждает первоначальный отвод небольших участков, которые затем объединялись покупкой богатыми владельцами.
  6. Александровская колонна на сайте журнала «Наука и жизнь»


Дворцовая набережная.

© 2018–2023 stavkvantorium.ru, Россия, Самара, ул. Гагарина 35, +7 (846) 396-69-90

Дополнительные материалы:
(ФАЙЛ)
Дворцовая набережная.zip

Содержание:

- Дворцовая набережная


СКАЧАТЬ ФАЙЛ