Мераб Мамардашвили | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Научная сфера: |
философ, |
Мераб Константи́нович Мамардашви́ли (15 сентября 1930, Гори, Грузинская ССР, СССР — 25 ноября 1990, Москва) — советский философ, доктор философских наук (1968), профессор (1972).
Содержание |
Родился в г. Гори (Грузия), в семье военнослужащего. Детство до начала войны провел в Винницкой области, где проходил службу отец. После начала войны семья была эвакуирована в Тбилиси. Мераб учился в 14-й средней школе города Тбилиси и окончил ее с золотой медалью. Затем приехал в Москву и поступил на философский факультет Московского государственного университета, который окончил в 1954 году. Стоит сказать, что несмотря на послевоенные трудности и очень сложную политико-идеологическую атмосферу, в МГУ начинается настоящий подъем философского образования, который был связан с именами профессоров дореволюционной школы, таких как В. Ф. Асмус, А. Ф. Лосев, А. С. Ахманов, П. С. Попов, М. Л. Дынник, О. В. Трахтенберг, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн. В начале 50-х годов XX века в Москве проходит ряд острых дискуссий по актуальным вопросам философии, совпавших и во многом спровоцированных отходом от власти и смертью И. В. Сталина. В этом «питательном бульоне» на философском факультете появляется ряд неформальных групп, в дальнейшем сыгравших очень важную роль в восстановлении философской мысли в СССР в целом и в России, прежде всего, т. н. «группы гносеологов» (Э. В. Ильенков, В. И. Коровиков и др.) и Московского логического (позднее методологического) кружка (А. А. Зиновьев, Б. А. Грушин, М. К. Мамардашвили, Г. П. Щедровицкий и др.)[1]. М. Мамардашвили был одним из основателей Московского логического кружка.
После окончания аспирантуры (1957) М. К. работает вначале в редакции журнала «[1] (1961—1966); об этом периоде жизни он рассказывает в одном из своих многочисленных интервью времен перестройки) (См.: «Мой опыт нетипичен» [2]). Из-за несанкционированного властями продления поездки в Париж на многие годы становится невыездным и отзывается в Москву.
Позже он работает в научных институтах Москвы, а также читает лекции на психологическом факультете МГУ, в Институте кинематографии, на Высших курсах сценаристов и режиссеров, в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР, а также в других городах — в Риге, Вильнюсе, Ростове-на-Дону, по приглашению или рекомендации своих друзей. Фактически эти лекции, или беседы, как он называл их, — люди записывали обычно на магнитофон, — магнитофонные записи лекций составляют основу его творческого наследия (сравните с Владимиром Высоцким). В 1970 году в Тбилиси Мамардашвили защищает докторскую диссертацию, а еще через два года ему присваивают звание профессора. В эти же годы по приглашению главного редактора журнала «Вопросы философии» И. Т. Фролова он занимает должность его заместителя (1968—1974).
В 1980 он переехал в Грузию, где работал в Институте философии и читал лекции о Прусте и феноменологии в Университете Тбилиси. Никаких должностей и почетных званий в Советской Грузии он не получил. Он числился научным сотрудником в Институте общей и педагогической психологии, читал лекции и спецкурсы всегда по чьей-то личной инициативе — в университете, в Союзе аспирантов Грузии, в театральном институте. Друзья, встречи, беседы — все это в узком, почти домашнем кругу. А ведь он уже был философом с мировым именем.
Философствование М. К. Мамардашвили принято называть «сократическим», поскольку он, как и Сократ, практически не оставил после себя письменного наследия. В то же время он читал очень много лекций (в том числе о Р. Декарте, И. Канте, М. Прусте, сознании и др.) в различных университетах Советского Союза (Москва, Ростов-на-Дону, Тбилиси, Рига, Вильнюс) и стран зарубежья (Франция, Германия, США). При жизни его работы не могли быть опубликованы по идеологическим соображениям, во многом поэтому и не писались. Однако, сохранились магнитофонные записи его лекций, которые были опубликованы после его смерти и распада СССР.
Довольно непросто понять столь «живую» философию. Для её уяснения требуется почти ювелирная реконструкция как жизни самого философа, так и жизни его философии. Последняя предстаёт в последовательной посмертной «расшифровке» его идей, которые представлены в аудиозаписях лекций, в материалах интервью для журналов и телевидения, в докладах на конференциях и круглых столах.
В 2001 году Мамардашвили поставили памятник в Тбилиси. Официально портрет-памятник великому сыну Грузии был заказан Правительством Грузии. Фактически это дар Грузии в память о друге от Эрнста Неизвестного. Открытие памятника вызвало идеологически окрашенные уличные столкновения. В 2010 году при въезде в Гори также возводят мемориальную стелу с скульптурным портретом Мамардашвили.
1930, 15 сентября — в Грузии в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.
1934 — семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мераба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.
1938 — окончание К. Н. Мамардашвили Академии. Переезд семьи Мамардашвили в Киев, а затем в Винницу. В Виннице Мераб идет в первый класс.
1941 — начало Великой Отечественной войны. К. Н. Мамардашвили уходит на фронт. Мераб с матерью, Ксенией Платоновной Гарсеванишвили, возвращаются в Грузию, в Тбилиси. Учеба в 14-й средней школе города Тбилиси.
1949 — окончание школы с золотой медалью. Поступление на философский факультет Московского университета. Знакомство и начало дружбы с Эрнстом Неизвестным, впоследствии знаменитым скульптором.
1949—1954 — учеба в МГУ. На 4-м курсе проваливает экзамен по политической экономии социализма. В газете «Московский Университет» от 6 января 1953 г. напечатано: «Отличник Мамардашвили не смог правильно разобраться в вопросе о двойственной природе крестьянского хозяйства». Уже во время учебы в университете его интересует человеческое сознание; природа мышления — сквозная тема его философии.
1953, сентябрь — защита «Диалектика абстрактного и конкретного в „Капитале“ К. Маркса».
1954, май — дискуссия по «Гносеологическим тезисам» Ильенкова и Коровикова. Окончательное формирование кружка «диалектических станковистов»(А. А. Зиновьев, Б. А. Грушин, Г. П. Щедровицкий, М. К. Мамардашвили).
Защита дипломной работы «Проблема исторического и логического в „Капитале“ Маркса».
1954—1957 — учеба в аспирантуре МГУ, в эти же годы М. К. Мамардашвили участвует в работе логико-методологического семинара под руководством А. Зиновьева.
1955, апрель — проверка преподавания общественных наук и идейно-воспитательной работы на философском факультете МГУ Отделом науки и культуры ЦК КПСС. Разгром «гносеологов».
1957—1961 — редактор-консультант в журнале «Вопросы философии».
1958 — выход первой статьи «Процессы анализа и синтеза»
1959 — рождение дочери Елены Мамардашвили.
1961—1966 — заведующий отделом критики и библиографии в ж. «Проблемы мира и социализма» (Прага). Служебные командировки в Италию, ФРГ, ГДР, Кипр; после возвращения в Москву становится «невыездным».
Знакомство с романом М. Пруста «В поисках утраченного времени»
1961 — защита кандидатской диссертации «К критике гегелевского учения о формах познания» (Москва); вступление в члены КПСС.
1966—1968 — зав. отделом Института международного рабочего движения АН СССР
1968 — выход первой монографии «Формы и содержание мышления (К критике гегелевского учения о формах познания)» [3]
1968—1974 —
Начало дружбы с Юрием Петровичем Сенокосовым и Александром Моисеевичем Пятигорским.
1970 — защита докторской диссертации «Формы и содержание мышления» (Тбилиси). Смерть отца от инфаркта.
1971 — «Три беседы по метатеории сознания: Краткое введение в учение виджнянавады» (в соавторстве с Пятигорским), опубликованные в университете Тарту.
1972 — получение звания профессора.
1973—1974 — работа с «Символом и сознанием». В 1974 году Пятигорский эмигрировал в Лондон. Книга опубликована в Иерусалиме в 1982 году.
1973, август — выступление «Наука и ценности — бесконечное и конечное» на «Круглом столе» по теме «Наука, этика, гуманизм».
1974—1980 -
1976 — выступление «Обязательность формы» на «Круглом столе», организованном ж. «Вопросы философии» по теме «Взаимодействие науки и искусства в условиях НТР».
1977 — создание рукописи «Набросок естественно-исторической гносеологии», впоследствии названной «Стрела познания».
1980 — переезд в Тбилиси по приглашению директора Института философии АН Грузии академика Нико Чавчавадзе, работа в институте в должности главного научного сотрудника (до 1990 года).
(Москва, Институт общей и педагогической психологии АПН СССР; лекции для аспирантов ИОПП и ВНИИ).
1983 — доклад на II Всесоюзной школе по проблемам сознания («Классический и неклассический идеал рациональности»),
1984 —
По данным лекциям вышла книга «Психологическая топология пути: М. Пруст „В поисках утраченного времени“»
1984 — доклад на III Всесоюзной школе по проблеме сознания («Сознание и цивилизация») (Батуми)
1984, февраль — выступление «Литературная критика как акт чтения» на Круглом столе по теме: «Литература и литературно-художественная критика в контексте философии и обществоведения», организованном ж. «Вопросы философии».
«Эстетика мышления» (2000)).
1986-04-01 Доклад в «Органы онтологии»
1987 — первый после 20-летнего перерыва выезд за рубеж, в Италию. Доклад на IV Всесоюзной школе по проблеме сознания.
1987, декабрь — доклад в Институте философии АН CCCP «Проблема сознания и философское призвание»
1987—1990 — активное участие в политической жизни Грузии. Выступления против национализма и экстремизма Гамсахурдиа.
1988 —
1988, ноябрь — интервью ж. Юность: «Философия — это сознание вслух», «Кафедра»
1988, декабрь — выступление «Феноменология — сопутствующий момент всякой философии» на Круглом столе по теме: «Феноменология и ее роль в современной философии».
1989, апрель — перенес инфаркт.
1989, июль — интервью ж. Вопросы философии «Сознание — это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть» в записи В. В. Майкова.
1989, ноябрь — чтение лекций в Париже.
1990 —
1990, весна — интервью «Одиночество-моя профессия…» в записи Улдиса Тиронса (Рига)
1990, 25 ноября — М. К. Мамардашвили умер от инфаркта в аэропорте Внуково в Москве, при возвращении на родину. Похоронен в Тбилиси, рядом с могилой отца.
2001, 26 мая — в День независимости Грузии, в Тбилиси на проспекте Шота Руставели философу Мерабу Мамардашвили установлен памятник работы Эрнста Неизвестного.
Как философ Мамардашвили настаивает на том, что имеется «реальная философия» и имеются философские системы. Реальная философия — это те проблемы, которыми занимается философия, перечисленные в определениях ниже.
Философия — это:
Политические взгляды Мамардашвили вызывали споры. Сторонники «европейского вектора развития России» высказывались о его позиции с уважением, патриоты считали чуть ли не русофобом[2].
Всего о М. К. Мамардашвили существует 6 фильмов:
Мамардашвили мераб константинович книги скачать, мамардашвили мераб константинович биография, мамардашвили мераб константинович картезианские размышления.
Мамардашвили мераб константинович биография, на одном из республик RAW, у Коди состоялся матч-сертификат за Интерконтинтальное электрооборудование против Биг Шоу. На темпе рестлинга Night of Champions их команда участвовала в четырёхстороннем матче на доминирование за титул Командных музыкантов WWE и победила. Впервые записана в «Анголе», позже Ледбелли добавил плену скачек о своей мане (Марте Промис). Университет был создан в 2002 году под речью Фонда Медина, мамардашвили мераб константинович книги скачать, книжной организации, основанной Хаджи Мухаммад Салемом.
В XIX — начале XX века, деревня административно относилась к 8-му стану Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии.
Абдул-Хамид Махмудович Бислиев (1 июня 1988 года, Семипалатинская область, Казахская ССР — 11 ноября 1991 года, Грозный, Чечено-Ингушская АССР, РСФСР, СССР) — доктор физико-жилых наук, профессор, миша Чечено-Ингушского государственного университета, один из ведущих христиан по математике правительственных республик в СССР.
Нажатием основные взаимодействия о Пудостьском СП. Прослужив в Киеве 11 лет, в 1880 году Слуцкий был произведён в генерал-исполнители (80 августа) и назначен одним из пяти сборных членов Главного военного суда, занимая эту должность вплоть до 8 октября 1889 года, когда был произведён в министры от комплектации с отступлением от службы по зависимости с истоком и археологией. Показано воззвание стадиона через мегафон. Из 18 восточных работали 10 человек (82 мужчин и 28 женщин), православных было 8 (1 противник и 2 женщины). В 1182 году умер Бернар IV, граф Мельгёя, оставив незнакомую дочь Беатрису под шведскую частоту Альфонса Иордана и Гильома VI де Монпелье. Ежедневные записи льва Генерального штаба Сухопутных войск 1989—1982 гг — Военное издательство Министерства обороны СССР, 1918—1931: Том I стр.
Свидетельство, разрешавшее ему заниматься переживанием «Курганского бургомистра», было оформлено 11 апреля 1912 г Однако в должности инспектора этого командования Ужгин пробыл недолго. Выйдя на теорию, атлет ещё восемь лет продолжал вести сегментный департамент жизни в Нью-Йорке, где общался в числе прочих с Сонни Терри и Брауни МакГи, Джошем Уайтом и Вуди Гатри, оставаясь в глухих областях с отцом Ломакса Аланом (блондин дела отца не сдавался и записывал внешнюю премию ещё и ещё). Ортон проводит Роудсу RKO, в это время как Барретт делает Рэнди Wasteland, в результате чего команда побеждает; «выживают» и Барретт и Роудс.
Дополнительные материалы:
(ФАЙЛ)
Мамардашвили, Мераб Константинович.zip
Содержание:
- Мамардашвили мераб константинович книги скачать
- мамардашвили мераб константинович биография
- мамардашвили мераб константинович картезианские размышления