Основные вокальные диапазоны |
|
Сопрано (итал. soprano от sopra — над, сверх) — высокий женский певческий голос. Рабочий диапазон: до первой октавы — до третьей октавы. Диапазон колоратурного сопрано, самой высокой разновидности сопрано, может достигать фа — ля третьей октавы.
Содержание |
В русской музыкальной традиции принята следующая классификация разновидностей голоса сопрано[1]
Данный способ классификации применим во всех видах вокального искусства — в опере, в камерной музыке, в хоровом пении. Однако в оперном искусстве часто используется другая, более развернутая, классификация (от нижнего регистра — вверх)
классификация | по диапазону | тембрально | Особенность тембра, краски |
Сопрано | фа малой октавы — ля III октавы | (общий) | |
драматическое сопрано | си I октавы — до III октавы | лирико-драматическое | Плотный нижний регистр |
лирическое сопрано | до I октавы — до III октавы | Мягкость тембра, выразительность в кантилене | |
колоратурное сопрано | до I октавы — фа III октавы | лирико-колоратурное | Прозрачность тембра, свобода звучания в верхнем регистре. Ноты головного звучания |
В западной традиции существует более «дробная» классификация. В частности, колоратурное сопрано подразделяют на 2 подтипа — драматическое и лирическое. Так, партию Царицы Ночи в опере Моцарта «Волшебная флейта» чаще отдают исполнительнице с драматической насыщенностью в голосе, тогда как Цербинетту в «Ариадне на Наксосе» Рихарда Штрауса традиционно исполняют легкие, лирические «колоратуры». В российской традиции подобная дробность отсутствует.
Певческие голоса | ||
---|---|---|
Женские |
|
|
Мужские |
Баритон (Лирический баритон • Лирико-драматический баритон • Драматический баритон) • Бас (Бас-кантанте • Бас-профундо) |
|
Прочее |
|
|
Списки певцов |
|
Сопрано.