Stavkvantorium.ru

Технопарк Кванториум

Ульяновск (авианосец)

«Ульяновск»
Схема АТАКР «Ульяновск»
Основная информация
Тип Тяжёлый авианесущий крейсер
Государство флага СССР
Принадлежность ВМФ СССР
Верфь Черноморский судостроительный завод
Заказан к постройке 11 июня 1986 года[1]
Строительство начато 25 ноября 1988 года[2]
Введён в эксплуатацию 1995 год (планировалось)[2]
Современный статус Не достроен, разобран на стапеле
Параметры
Водоизмещение 73 400 т полное
62 580 т стандартное
Длина 280 м по ватерлинии
321 м наибольшая
Ширина 38 м по ватерлинии
79,5 м наибольшая
Высота 65,5 м габаритная
Высота борта от основной плоскости до верхней палубы:
27,5 м на миделе
33 м в носу
Осадка 10,7 м
Технические данные
Силовая установка 4 ядерных реактора КН-3
4 ППУ ОК-900
Мощность 280 000 л.с.
Винты 4
Скорость 30 узлов
Дальность плавания Не ограничена
Автономность корабля 120 суток
Экипаж 3800 человек
Вооружение
Противокорабельное вооружение 16 × ПКРК «Гранит»
Зенитное ракетное вооружение ЗРАК «Кортик»
ЗРК «Кинжал»
Авиационная группа 70 самолётов и вертолётов

«Ульяновск» (заказ С-107) — советский тяжёлый авианесущий крейсер с атомной энергетической установкой (АТАКР)[2], корабль проекта 1143.7. Из-за тяжёлой экономической обстановки, сложившейся после распада СССР, строительство крейсера было прекращено. Разобран на стапеле в 1992 году[2].

Содержание

История строительства

Разработка тяжёлого авианесущего крейсера проекта 1143.7 «Ульяновск», который должен был стать флагманом ВМФ, началась в Невском проектно-конструкторском бюро в 1984 году под руководством Л. В. Белова (позже его сменил Ю. М. Варфоломеев). При проектировании учитывался опыт разработки проекта 1160. «Ульяновск» планировался как первый из четырёх однотипных кораблей.

4 октября 1988 года головной «Ульяновск» (заводской № 107) был включён в списки кораблей ВМФ и 25 ноября заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода № 444 в Николаеве. Вступление в строй планировалось на декабрь 1995 года.

«Ульяновск» на стапеле ЧСЗ в Николаеве

К концу 1991 года была сформирована большая часть корпуса атомного авианосца, однако в результате прекращения финансирования строительство было остановлено и при уровне готовности 18,3%[1] (были установлены конструкции общей массой около 27 000 т[2]) корабль был разрезан на стапеле.

Конструкция

Корабль имел высокобортный корпус, изготовленный из стали по продольной системе набора. От предыдущих ТАКР «Ульяновск» отличался атомной силовой установкой, увеличенными размерами полётной палубы, трамплином (угол схода 14°) и двумя паровыми катапультами (длиной 90 м). Корпус разделялся на 20 водонепроницаемых отсеков. Надстройка («остров») размещалась по правому борту. Система бронирования включала коробчатую защиту погребов боезапаса и противоторпедную защиту. Энергетическая установка состояла из 4 турбин и 4 реакторов тепловой мощностью по 305 МВт. Предусматривались вспомогательные котлы, способные при заглушенных реакторах обеспечить кораблю ход в 10 узлов. Источником электроэнергии служил генератор мощностью 27 000 кВт.

Авиагруппа

Самолеты Як-44 и МиГ-29 на палубе АТАКР «Ульяновск»

Авиагруппа «Ульяновска» должна была включать 70 летательных аппаратов. Планировался следующий её состав:[1]

  • Истребитель Су-27К — 24 шт.
  • Истребитель МиГ-29К — 24 шт.
  • Самолёт РЛДН Як-44РЛД — 4 шт.
  • Противолодочный вертолёт Ка-27 — 16 шт.
  • Поисково-спасательный вертолёт Ка-27ПС — 2 шт.

Корабль оснащался двумя паровыми катапультами «Маяк», созданными на Пролетарском заводе, трамплином и 4 аэрофинишёрами. Для хранения ЛА под палубой имелся ангар размером 175×32×7,9 м. На полётную палубу ЛА поднимались при помощи 3 подъёмников грузоподъёмностью по 50 т (2 по правому борту и 1 по левому). В кормовой части размещалась оптическая система посадки «Луна».

Общая оценка проекта

По своим характеристикам, авианосцы класса «Ульяновск» являлись бы первыми советскими авианесущими кораблями, не уступающими по размерам и возможностям авиагруппы американским суперавианосцам типа «Энтерпрайз» и «Нимиц». Наличие (впервые в советской практике) паровых катапульт и возможностей поднимать самолеты ДРЛО значительно расширяли функции корабля в сравнении с предшествующими классами.[3]

Сравнивая авиагруппу корабля с авиагруппой, принятой в то время на авианосцах класса «Нимиц», можно видеть существенные отличия:[4]

Класс самолетов АВ класса «Нимиц» до 2005 года АВ класса «Нимиц» после 2005 года ТАВКР «Ульяновск»
Дальние истребители-перехватчики 28 самолетов F-14 Нет Нет
Ударные истребители 28 самолетов F/A-18 48 F/A-18C 24 F/A-18F 24 Су-33 24 Миг-29К
Штурмовики 12 A-6E Нет Нет
Самолеты ДРЛО 4 E-2C 4 E-2C 4 Як-44
Самолеты РЭБ 4 EA-6B 4 EA-6B Нет
Противолодочные самолеты 10 S-3A 8 S-3B (летающие танкеры) Нет
Противолодочные вертолеты 6 SH-3H 4 SH-60F 16 Ка-27
Многоцелевые вертолеты Нет 2 HH-60H 2 Ка-27ПС
Транспортные самолеты 2 С-2 «Грейхаунд» 1 С-2 «Грейхаунд»

Отличия в составе авиагрупп объясняются разными доктринами применения авианосцев у СССР и США. Для ВМС США, в планах оперирования которых преобладали ударные функции а основными возможными противниками числились советская МРА и ПЛАРК наличие на борту специализированных перехватчиков и специализированных штурмовиков, как и дальних самолетов ПЛО было оправдано. Для СССР, авианосцы которого предполагались на роль средства прикрытия развертывания НК и ПЛ в океане, основным противником являлась палубная и береговая авиация НАТО, имевшая численный перевес. Поэтому насыщение советских авиагрупп истребителями выглядит вполне оправдано. Интересно отметить, что тенденции развития авиагрупп США в 2005—2011 находятся в определенном соответствии с советскими построениями для «Ульяновска».

Некоторым анахронизмом[источник не указан 308 дней] выглядело сохранение на авианосце мощного ударного вооружения. По некоторым данным, на втором корабле проекта его уже не должно было быть.[5]

Примечания

  1. 1 2 3 Фомин А. В. Су-33. Корабельная эпопея. — М.: РА Интервестник, 2003. — С. 116-117. — 248 с. — ISBN 5-93511-006-7
  2. 1 2 3 4 5 Балакин С. А., Заблоцкий В. П. Советские авианосцы. Авианесущие крейсера адмирала Горшкова. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 227-231. — 240 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-20954-5
  3. Никольский М. В. Развитие авианосцев после Второй мировой войны. Авианосцы СССР и России. // Техника и вооружение. — 1998. — № 5-6. — С. 10-17
  4. Stefan Terzibaschitsch: Seemacht USA. Bd. 1. 2nd revised edition, Bechtermünz, Augsburg, Germany, 1997, ISBN 3-86047-576-2.
  5. A Brief Look at Russian Aircraft Carrier Development, Robin J. Lee.

Литература

  • Бережной С. С. Советский ВМФ 1945—1995. // Морская коллекция. — 1995. — № 1.
  • Бешанов В. В. Энциклопедия авианосцев. / Под ред. А. Е. Тараса. — М.: АСТ, Мн.: «Харвест», 2002. — С. 344.
  • Морин А. Б. Корабельная авиация и авианесущие корабли отечественного флота. // Крылья над морем. — М.: «Мир авиации», «Техника-молодёжи», 1994. — С. 35-52.
  • Морин А. Б. Романтика двух стихий. // Вестник авиации и космонавтики. — 1997. — Вып. ноябрь-декабрь. — С. 76-77.
  • Никольский М. В. Развитие авианосцев после Второй мировой войны. Авианосцы СССР и России. // Техника и вооружение. — 1998. — № 5-6. — С. 10-17.
  • Никольский М. В. Современные авианосцы. — М.: «Астрель», АСТ, 2001. — С. 115—119.

Ссылки

  • http://alternathistory.org.ua/potentsial-aug-ssha


Ульяновск (авианосец).

© 2018–2023 stavkvantorium.ru, Россия, Самара, ул. Гагарина 35, +7 (846) 396-69-90

Дополнительные материалы:
(ФАЙЛ)
Ульяновск (авианосец).zip

Содержание:

- Ульяновск (авианосец)


СКАЧАТЬ ФАЙЛ