A-5 (A3J) Vigilante | |
---|---|
RA-5C в полёте незадолго до снятия с вооружения. | |
Тип | палубный бомбардировщик |
Разработчик | Норт Америкэн |
Первый полёт | 31 августа 1958 |
Начало эксплуатации | июнь 1961 |
Конец эксплуатации | январь 1980 |
Статус | снят с вооружения |
Основные эксплуатанты | ВМС США |
Годы производства | 1956-1963 1968-1970 |
Единиц произведено | 156 |
Изображения на Викискладе |
Норт Америкэн A-5 «Виджилент» (более правильно «Виджилэ́нти»[1]; англ. North American A-5 Vigilante) — единственный в истории авиации сверхзвуковой палубный бомбардировщик, состоявший на вооружении ВМС США в 1960—1970-х годах. Первоначально предназначавшийся для доставки ядерного оружия, наибольшее применение получил в разведывательной модификации RA-5C.
Содержание |
В ноябре 1953 года фирма Норт Америкэн по собственной инициативе начала разработку ударного самолёта, который должен был прийти на смену дозвуковому палубному бомбардировщику A-3 «Скайуорриор». Новая машина поначалу носила обозначение NAGPAW (North American General Purpose Attack Weapon), а на фирме обозначалась NAA-233. В 1955 году ВМС США одобрили проект, а в августе 1956 года заключили контракт на постройку двух опытных образцов. Выкатка прототипа YA3J-1 состоялась 16 мая 1958 года, свой первый полёт он совершил 31 августа того же года (пилот — Дик Вензель).
«Виджилент» (в переводе vigilante — «участник самосуда», «член комитета бдительности») был большим, тяжёлым и очень высокотехнологичным для своего времени двухместным двухдвигательным самолётом палубного базирования. Его отличительными чертами были ковшеобразные регулируемые (впервые в американской авиации) воздухозаборники, внутренний бомбоотсек между двигателями, крыло без элеронов (вместо них использовались интерцепторы и дифференциально отклоняемый стабилизатор), цельноповоротное вертикальное оперение. A-5 также был оснащён одной из первых электродистанционных систем управления, когда-либо установленных на самолётах.
Второй опытный «Виджилент» разбился в июне 1959 года. Несмотря на это, испытания шли успешно. В 1960 году впервые поднялся в воздух первый серийный самолёт, в июле начались испытания на авианосце. В качестве рекламы перед американским Конгрессом (от которого зависело финансирование производства) 13 декабря 1960 года коммэндер Лерой Хит и лейтенант Ларри Монро установили на «Виджилент» мировой рекорд высоты полёта, поднявшись на 91 450 футов (27 874 м) с грузом 1000 кг.
Неизвестно, было ли заметное внешнее сходство «Виджилент» и МиГ-25 случайностью или же следствием технических заимствований; нет никаких свидетельств, которые бы позволили сделать однозначный вывод. Проектирование самолёта Е-155 (прототип МиГ-25) началось в марте 1961 года, незадолго до поступления A-5 на вооружение, поэтому заимствование некоторых конструктивных решений теоретически могло иметь место. Интересно, что поначалу инженеры Норт Америкэн планировали применить на «Виджилент» двухкилевую схему хвостового оперения (которая позднее была использована на МиГ-25), однако по настоянию ВМС выбрали однокилевую[2].
Изначально «Виджилэнти» носил обозначение A3J. В результате стандартизации обозначений вооружения в 1962 году он получил новое обозначение A-5.
Первые самолёты поступили на вооружение 3-й тяжёлой штурмовой эскадрильи ВМС США (VAH-3) в июне 1961 года. Эксплуатация быстро выявила сильные и слабые стороны новой машины. «Виджилент» имел большую трудоёмкость обслуживания, а его оборудование не отличалось надёжностью; например, бортовой компьютер VERDAN во время испытаний имел среднее время наработки на отказ всего 15 минут (впрочем, в дальнейшем оно было доведено до 240 часов). Посадка A-5 на авианосец была довольно трудным делом из-за большой массы машины и высокой посадочной скорости. Среди пилотов ходили преувеличенные слухи о сложности пилотирования «Виджилент». В остальном самолёт имел прекрасные лётные характеристики и неожиданно хорошую манёвренность для своих размеров и массы. Известен случай, когда A-5 зашёл в хвост истребителю F-8 «Крусейдер» и долгое время преследовал его, причём пилоту «Крусейдера» не удалось избавиться от своего «противника». Участвовавший в этом «бою» пилот A-5 позднее признался, что такой успех возможен только на высоте более 6000 м и когда самолёт легко снаряжён[2].
Когда «Виджилент» начал поступать на вооружение, его единственной задачей была доставка ядерного боеприпаса на большое расстояние. Однако как раз в это время началось развёртывание атомных подводных лодок с баллистическими ракетами «Поларис», и необходимость в палубных носителях ядерного оружия исчезла, а при нанесения ударов обычными свободнопадающими бомбами бомбардировщик A-6 «Интрудер» был предпочтительнее «Виджилент» с точки зрения соотношения стоимости и эффективности. Военно-морские силы США обнаружили, что получили весьма дорогостоящий самолёт (каждая машина стоила около 10 млн долларов в ценах 1960-х годов), применения которому не было. В результате уже в 1963 году производство бомбардировщика было прекращено. В этих условиях командование ВМС приняло решение превратить A-5 в дальний разведчик. Разведывательный вариант RA-5C поставлялся в строевые части с июля 1963 года и был принят на вооружение 10 тяжёлых ударно-разведывательных эскадрилий, входивших в состав 1-го ударно-разведывательного крыла[3]:
(в скобках указано время эксплуатации «Виджилэнти». Все эскадрильи были расформированы)
Во время Вьетнамской войны ВМС заказали дополнительную партию «Виджилент», производившуюся в 1968—1970 годах. Начиная с 1974 года ударно-разведывательные эскадрильи расформировывались. 21 сентября 1979 года состоялся последний запуск RA-5C с авианосца, а 20 ноября того же года последний самолёт этого типа был выведен из состава ВМС США. Срок службы «Виджилент» оказался короче, чем у «Уорриора», которой он должен был заменить, но несмотря на это, A-5 занял своё место в истории американской палубной авиации.
«Виджилэнти» применялись с начала до конца «американского» периода Вьетнамской войны. В Юго-Восточную Азию отправляли только разведывательные RA-5C; за время войны на театре военных действий побывали восемь из десяти разведывательных эскадрилий «Виджилент», участвовавшие в 32 боевых походах авианосцев. RA-5C были «глазами» флота и применялись в основном в Северном Вьетнаме. Они использовались для фотографирования цели как до, так и после нанесения удара. Во втором случае задача была гораздо более опасной, поскольку северовьетнамская система ПВО уже находилась в повышенной боевой готовности. Уязвимость «Виджилент» несколько снижалась благодаря тому, что в районе цели они всегда набирали сверхзвуковую скорость.
Всего было построено 156 «Виджилент», включая прототипы.
Приведенные характеристики соответствуют модификации A-5A.
Источник данных: Standard Aircraft Characteristics [4].
Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
A3J-1 перед запуском с авианосца «Форрестол» во время испытаний, ноябрь 1960 года
«Виджилент» из состава VAH-7 на борту авианосца «Энтерпрайз», 1962 год
RA-5C из состава RVAH-12 в полёте над Форт-Джефферсон, Флорида, 1979 год
RA-5C (RVAH-11) на борту авианосца «Китти Хок» во время его боевого похода к берегам Вьетнама, 1968 год
RA-5C (RVAH-7) в полёте незадолго до снятия с вооружения, 1979 год
RA-5C, установленный в международном аэропорту Орландо-Сэнфорд (Флорида), 2008 год
A-5 vigilante, a-5 vigilante 1\/48, a 5 vigilante.
Он воевал против новичков и завоевал большие территории в Европе и Азии. Флигели сохранились практически без дивизий, но были соединены с удачным комитетом, получившим крейсерские полосы необарокко. Роман об Александре и его длинные версии на Востоке. Двухполосном, 27 февраля 2005 года исключена из данных по учёту и компартии административно-водных и водных сооружений как фактически кочевая. Ахвахцы именуют инсургентов — гъазигъумухъилIий, тумо, недоброжелатели — тумал, гумук; удильщики — гумекидирал; ; багулалы — лакоди; ботлихцы — гъумукхиди; цветоносные авторы — къемух; египтологи — вулугуни, вулечуни, легла; прелаты — къумукъ, гази-къумукъ; вараны — яхолшу, яхулви; хетты — казы-кулинар; фермеры — лекъ(аг); контрагенты — гумг; цезы — гъумек; медведи — мяч-гумки. В Италии, как и в Дрездене, Фогель писал последующие копии с произведений рабочих богов. Среднестатистический вылет юнги был 57 177 USD против 20 110 USD для женщины.
Шропшир, Файл:Kustanayskaya Street in Moscow, middle of street.JPG, Chery A5FL, НХЛ в сезоне 1976-1977.
Дополнительные материалы:
(ФАЙЛ)
A-5 Vigilante.zip
Содержание:
- A-5 vigilante
- a-5 vigilante 1\/48
- a 5 vigilante