Аболициони́зм (англ. abolitionism, от лат. abolitio, «отмена») — политическое движение (в конце XVIII—XIX веках) за отмену рабства, работорговли и освобождение рабов в Западной Европе и Америке.
Одним из первых инициаторов этого движения был испанский миссионер и ученый XVI в. Бартоломе де Лас Касас. По его инициативе Испания первой из европейских держав приняла закон против порабощения американских индейцев (1542 г.), который, однако, был вскоре отменён. Тем не менее, этот закон стал одной из причин начала массового экспорта рабов в Америку из Африки. В XVIII в. против рабства выступала английская секта квакеров, а к концу того же столетия осуждение рабства стало частью европейского движения Просвещения. В эту эпоху аболиционистами называли тех филантропов, которые, не принимая прямого участия в деятельности политических партий, старались посредством публичных проповедей и печати содействовать уничтожению рабства. К началу XIX века большинство правительств европейских стран признали необходимость отмены рабства.
В 1807—1808 гг. был запрещён ввоз африканских рабов в США и британские колонии. К 1833 году было полностью запрещено рабовладение в Британской империи, в том числе в британской части Вест-Индии, экономика которой веками строилась на рабском труде. Но в США рабство было запрещено лишь в 1865 г. (см. Тринадцатая поправка к Конституции США).
Европейское движение против рабства стало одной из причин освобождения русских крестьян из крепостной зависимости в 1861 г. В настоящее время рабство запрещено международным правом.
Содержание |
Поскольку понятие рабства и крепостного права в разных странах и в разные времена сильно отличались, под понятие рабства в его нынешнем трактовании подпадает гораздо больше, чем считалось современниками. В частности, многие черты рабства были окончательно отменены в Российской империи только указом от 1861 года.
Последние пережитки крепостного права исчезли в Англии еще в начале XVII в., но и в просвещенном XVIII в. рабы из Африки, Азии и Америки еще служили в богатых домах Лондона и Эдинбурга в качестве домашней прислуги. Перебираясь в американские колонии, англичане нередко брали с собой прислугу и рабов из Индии[39][40]. Поскольку они не были проданы в рабство на территории Великобритании, их законный статус до 1772 г. оставался неопределенным.
В конце XVIII в. в Великобритании состоялось несколько шумных судебных процессов, поколебавших представления о законности рабства и послуживших прецедентом для последующей борьбы аболиционистов в судебных органах[41]. Так в 1772 г. некий Чарльз Стюарт попытался схватить своего беглого раба по имени Джеймс Сомерсет и сослать его на Ямайку для работы на сахарных плантациях. Будучи в Лондоне, Сомерсет был крещен, и его крестные родители опротестовали решение рабовладельца в суде, требуя соблюдения британского закона Хабеас корпус. Судья Мюррей в своем решении от 22 июня 1772 г. заявил:
Состояние рабства таково, что в настоящее время невозможно обосновать его в суде, опираясь на простой здравый смысл или общие соображения о природе или политике; оно должно иметь законные основания; …ни один хозяин никогда не мог здесь взять раба силой и продать за границу за то, что он уклоняется от выполнения своих обязанностей или по каким-либо иным причинам; мы не можем сказать, что это разрешено или оправдано каким-либо законом этого королевства, поэтому этот человек должен быть освобожден.Оригинальный текст (англ.)The state of slavery is of such a nature, that it is incapable of now being introduced by Courts of Justice upon mere reasoning or inferences from any principles, natural or political; it must take its rise from positive law; ...no master ever was allowed here to take a slave by force to be sold abroad because he had deserted from his service, or for any other reason whatever; we cannot say the cause set forth by this return is allowed or approved of by the laws of this kingdom, therefore the man must be discharged.
— Цитируется по публикации в газете General Evening Post от 21-23 июня 1772 г.[42]
Хотя с точки зрения закона это решение звучит довольно неопределенно, современники сочли его осуждающим рабство как незаконное состояние человека, что привело к освобождению в Великобритании свыше 10 тысяч рабов[43] и стало основой для сложившегося впоследствии мнения, что рабство, законное в других британских владениях (в частности, в Северной Америке), на территории Британских островов теряет силу[44]. Дело Сомерсета также помогло сложиться движению аболиционистов во всем англоязычном мире[45]. Рабы один за другим начали уходить от своих хозяев и подтверждать свое право на свободу в судах. Тем не менее, в Шотландии того времени существовало и законное наследственное рабовладение[46], и лишь в 1799 г. прекратило свое существование по специальному закону, принятому британским парламентом.
В 1787 г., кампанию в парламенте за запрещение работорговли возглавил известный британский филантроп Уильям Уилберфорс. В 1807 г. она привела к принятию Акта о запрете работорговли, а в 1833 г. — и к полному запрещению рабства во всей Британской империи.
Начало массового движения принято относить к 30-м гг. XIX в., когда начала издаваться газета «Либерейтор» (Liberator) и было основано Американское общество борьбы с рабством. К 1840 в движении сложилось два течения. Большинство аболиционистов во главе с У. Гаррисоном считало, что с рабством необходимо бороться, не прибегая к силе. Меньшинство, возглавляемое Ф. Дуглассом, выступало за применение вооружённой силы. Джон Браун предпринял неудавшуюся вооружённую попытку освободить рабов в 1859 г.
Во всё продолжение существования республики аболиционисты, несмотря на то, что держались в стороне от практической политики, имели посредством энергичной и принципиальной агитации чрезвычайно важное влияние на развитие в Соединённых Штатах свободных учреждений. Но в то же время американских аболиционистов обвиняли в том, что их деятельность ставит под угрозу союз Севера и Юга, противоречит Конституции США, которая оставила решение вопроса о рабовладении на усмотрение отдельных штатов.
Резкий прорыв в борьбе с рабством связан с президентством Авраама Линкольна.
Аболиционизм как политическое движение исчерпал себя после того, как 22 сентября 1862 г. была принята Прокламация об освобождении и 18 декабря 1865 г. Тринадцатая поправка к конституции. 30 марта 1870 г. Пятнадцатой поправкой бывшим невольникам было дано и право голоса.
Однако в современной философии, например, в произведениях английского философа Дэвида Пирса, слово Аболиционизм приобрело ещё одно значение, обозначая движение, последователи которого выступают за избавление от страданий всех живых существ биосферы.
См. также Эйблман против Бута — прецедентное дело в Верховном суде США (1859).
Среди видных представителей движения Уильям Ллойд Гаррисон, Фредерик Дугласс, Гарриет Табмен, Джон Браун, Уэнделл Филлипс, Гарриет Бичер Стоу, Джон Хопкинс, Джон Рокфеллер и др. Аболиционистами традиционно именовались белые противники рабства, хотя немалую роль в движении сыграли и негры, в том числе и некоторые беглые рабы.
См. также: Категория:Аболиционисты.
Движение за отмену рабства в антильских колониях Франции началось в конце XVIII в., после Гаитянской революции. Крупнейший вклад в аболиционизм на протяжении XIX в. внёс Виктор Шельшер, благодаря деятельности которого в апреле 1848 г. рабство во Франции было отменено.
Презрительная с точки зрения южан кличка солдат армии северян в Гражданской войне 1861—1865.
Аболиционизм // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1906—1913.
История США (хронология) | |
---|---|
До 1776 |
Колониальный период • Франко-индейская война (1754—1763) • Бостонское чаепитие (1773) • Первый Континентальный конгресс (1774) • Война за независимость (1775—1783) • Второй Континентальный конгресс (1775—1781) • Декларация независимости США (1776) |
1787— 1854 |
Принятие Конституции США (1787) • Билль о правах (1789) • Восстание из-за виски (1794) • Квази-война • Первая берберийская война (1801—1805) • Луизианская покупка (1803) • Экспедиция Льюиса и Кларка (1803—1806) • Англо-американская война (1812—1815) • Вторая берберийская война (1812—1816) • Договор Адамса — Ониса (1819) • Миссурийский компромисс (1820) • Доктрина Монро (1823) • Дорога слёз • Аболиционизм • Орегонский договор (1846) • Американо-мексиканская война (1846—1848) • Калифорнийская золотая лихорадка (1848—1855) • Компромисс 1850 года • Покупка Гадсдена (1853) • Закон Канзас-Небраска (1854) |
1861— 1897 |
Предпосылки Гражданской войны • Гражданская война (1861—1865) • Гомстед-акт (1862) • Прокламация об освобождении рабов (1862) • Реконструкция Юга (1865—1877) • Индустриализация • Покупка Аляски (1867) • Биржевой крах (1873) • Позолоченный век • Индейские войны • Паника 1893 года • Золотая лихорадка на Аляске (1896—1897) |
1898— 1929 |
Испано-американская война (1898) • Банановые войны • Филиппино-американская война • Эра прогрессивизма • Первая мировая война • Оккупация Доминиканской Республики (1916—1924) • Красная угроза • Сухой закон (1919—1933) • Великая депрессия (1929) |
1933— 1961 |
Новый курс • Вторая мировая война • Манхэттенский проект • Холодная война • Корейская война (1950—1953) • Маккартизм • Операция PBSUCCESS Движение за права чернокожих (1955—1968) • Космическая гонка (1957—1975) • Десант в заливе Свиней |
1962— 1992 |
Карибский кризис (1962) • Убийство Джона Кеннеди (1963) • Оккупация Доминиканской Республики (1965—1966) • Война во Вьетнаме (1964—1973) • Великое общество • Уотергейтский скандал (1972—1974) • Нефтяной кризис • Захват заложников в Иране (1979—1981) • Рейганомика • Миротворческая операция в Ливане • Стратегическая оборонная инициатива • Вторжение США на Гренаду (1983) • Катастрофа «Челленджера» • Бомбардировка Ливии (1986) • Ирангейт • Вторжение США в Панаму (1989) • Война в Персидском заливе (1991) • Лос-Анджелесский бунт (1992) |
1992— 2005 |
Инцидент в Руби Ридж (1992) • Миротворческая операция в Сомали (1992—1994) • Осада Уэйко (1993) • Интервенция на Гаити (1994) • Теракт в Оклахома-Сити (1995) • Скандал Клинтон — Левински • Война против Югославии (1999) • Теракты 11 сентября 2001 года • Война в Афганистане • Иракская война (в 2003) • Ураган «Катрина» |
Аболиционисты.