Гомеопа́тия — вид альтернативной медицины, предполагающий использование сильно разведённых препаратов,[1] которые, предположительно, вызывают у здоровых людей симптомы, подобные симптомам болезни пациента. Тривиальные вычисления показывают, что бо́льшая часть гомеопатических препаратов не содержит ни одной молекулы действующего вещества.[2]
Концепция лечения по псевдонаучному принципу «подобное подобным» (лат. simula simulibis curant) противопоставляется гомеопатами принципам аллопатии, на которых основана рациональная фармакотерапия. Основоположник и автор термина — немецкий врач Христиан Фридрих Самуэл Ганеман (нем. Christian Friedrich Samuel Hahnemann; 1755—1843).
Современная наука, в том числе медицина, скептически относится к гомеопатии, указывая на отсутствие научных основ этого метода лечения болезней. Теоретическое обоснование гомеопатического принципа не соответствует научным представлениям о функционировании здорового и больного организма, безопасность и эффективность большинства гомеопатических методов лечения подвергалась недостаточной проверке, а осуществлённые клинические испытания гомеопатических препаратов не выявили различий между гомеопатическим лекарством и плацебо.[1][3][4]
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предостерегает от гомеопатического лечения инфекционных и любых других серьёзных заболеваний.[5] По мнению экспертов организации, «использование гомеопатии не имеет доказательной базы, а в тех случаях, когда применяется в качестве альтернативы основному лечению, оно несёт реальную угрозу здоровью и жизни людей».[6]
Комитет по науке и технологии британского Парламента в феврале 2010 г. издал 275-страничный документ о проверке доказательной базы гомеопатии.[7] Согласно выводам Комитета, государственная медицинская страховка не должна покрывать гомеопатическое лечение, потому что «систематическая оценка и мета-анализ окончательно демонстрируют, что гомеопатические продукты работают не лучше плацебо». Комитет также указал Агентству по контролю за лекарствами и здравоохранением, что не стоит лицензировать гомеопатические препараты, поскольку это создаёт у публики иллюзию, будто ей предлагают действительно актуальные лекарственные средства. Среди выводов документа содержатся также оценки базовых принципов гомеопатии. Согласно этим выводам, принцип «лечения подобного подобным» не имеет теоретического основания и неспособен обеспечить обоснованный режим терапевтического применения гомеопатических продуктов, а идея о том, что при сверхсильном разведении сохраняются следы растворённых веществ, с научной точки зрения невероятна.
Содержание |
Разведения 1 к 10 именуются десятичными, обозначаются римской цифрой X или буквой D (1X=1D=1/10, 3X=3D=1/1000, 6X=6D=1/1000000). Точно так же, разведения 1 к 100 («сотенные») обозначаются римским цифрами C (1C=1/100, 3C=1/1000000 и так далее). Применяется два метода приготовления «сотенных» разведений по Ганеману и по Корсакову, для отличия в обозначении разведений добавляют латинские буквы H и K соответственно (1СН=1СК=1/100, 3СН=3СК=1/1000000). Также существуют LM-разведения, они готовятся из разведения 3С (которое принимается за единицу) к 50000, обозначается римскими цифрами LM (1LM=1/50000, 2LM=1/500000000 и т. д.). Большинство препаратов сегодня представлены разведениями от 3X до 30X, но встречаются и большие разведения.[8] Разведение 1 моля «чистого» препарата до концентрации 1 : 6,022·1023 (по классификации гомеопатов 11,89С, 23,78D или 23,78X — округления степеней до сотых долей) будет содержать только одну молекулу исходного вещества. Таким образом, вероятность того, что 1 моль разведения 13C содержит хотя бы одну молекулу исходного вещества, равна 1 %, для 14С 0,01 % и т. д. Разведения с индексом 40С приблизительно соответствуют 1 молекуле на всю наблюдаемую Вселенную, а с индексом 200С (Анаферон, Оциллококцинум) 1 молекуле на, соответственно, 10320 Вселенных.[9] Практически можно считать, что разведения с «гомеопатическим индексом» 12С и выше не могут оказывать никакого физического влияния, однако некоторые гомеопаты считают, что действие препарата при высоких разведениях даже усиливается, объясняя это тем, что вода обладает памятью, осуществляющей передачу биологической информации. По существу вопрос о природе полей или «биологической информации» гомеопаты предпочитают не обсуждать.
Проблему составляет также то, что при больших разведениях количество примесей в гомеопатическом лекарстве неизбежно окажется больше, чем действующего вещества. Это связано с тем, что:
Таким образом, даже если допустить наличие у вещества памяти, не понятно, почему вещество помнит именно то, что в него добавили на первых стадиях изготовления препарата. Частицы загрязнений, очевидно, должны оказывать большее влияние на гипотетическую структуру воды или сахара, чем то вещество, от которого не осталось ни одной молекулы.
Принцип излечения подобного подобным, лежащий в основе гомеопатии, обнаруживают уже в текстах Клавдия Галена. Как и другие направления медицины, гомеопатия связана по происхождению с работами средневекового врача Парацельса, но основателем современного метода считается Самуил Ганеман.
Терапевтические идеи Ганемана могут быть сведены к трем основным позициям:
В XIX веке учеником Ганемана Константином Герингом (англ.)русск. были сформулированы гомеопатические законы исцеления, предполагающие существование уровней болезни. Согласно этим законам, явного и длительного излечения можно ожидать тогда, когда симптомы изменяются:
Излечение в гомеопатии рассматривается как выведение болезни с донных её уровней на поверхностный; психический считается одним из самых глубоких. Болезнь рассматривается часто как результат индивидуального развития больного (в частности, тяжёлые заболевания, при которых применяется гомеопатия, такие как шизофрения и рак). Гомеопатические препараты, назначаемые врачом, различаются в зависимости не от заболевания, а от личности больного.
Доктрина гомеопатии оставляет возможность неправильного обращения со шкалой уровней болезни. Суть гомеопатической критики сводится к тому, что в ряде случаев аллопатическая медицина уничтожает симптомы, приводя, в соответствии с уровнями проявления болезни, к её углублению. Гомеопаты выступают против подавления кожных заболеваний и, зачастую, оспаривают метод прививок, а гомеопатическая критика фармакологии уже привела к ожесточённому противостоянию этих направлений.
В христианской гомеопатии то, что основа болезни находится в сознании, философски трактуется как отражение концепции греха. В конце XIX века учёный-протестант Джеймс Тейлор Кент (англ.)русск. развил философию гомеопатии в книгах «Лекции по философии гомеопатии», «Лекции по гомеопатической Materia Medica». Д. Т. Кент составил справочник симптомов «Реперториум», в который вошли тысячи симптомов. Кент указал степень выраженности каждого симптома в лекарственной картине отдельных препаратов. Во время приёма врач-гомеопат часто листает Реперториум, чтобы найти нужный симптом и соответствующий ему гомеопатический препарат. В последние годы «Реперториум» Кента включён в состав многих компьютерных гомеопатических программ, и поэтому гомеопаты стали активно пользоваться компьютером во время приёма пациента. Наряду с Реперториумом Д. Кента, уже ставшим классическим, создано много новых разнообразных реперториумов.
Современный индийский гомеопат Прафул Виджейкар, основываясь на данных эмбриологии, генетики, иммунологии, физиологии, развил идеи своих предшественников и выдвинул концепцию прогнозирующей гомеопатии, которая объясняет продвижение болезни либо естественным прогрессированием, либо воздействием подавляющих средств.
Виджекар выделил 5 видов продвижения:
П. Виджекар также выделил 7 уровней подавления:
Правильное гомеопатическое излечение не должно подавлять болезнь и переводить её на более глубокий уровень, а должно продвигаться только в сторону более поверхностного уровня.
Следующее важное современное развитие концепции гомеопатии сделал другой индийский гомеопат Р. Шанкаран, который выдвинул теорию болезни, как искажённого восприятия действительности (delusion). Позднее он развил эту теорию и выделил уровни постижения болезни. Самый поверхностный уровень — это диагноз болезни. Пациенты с одним диагнозом отличаются и имеют разную совокупность симптомов. Поэтому второй уровень — это физические симптомы (facts). Физические симптомы развиваются на фоне эмоциональных нарушений, и, следовательно, глубже находится эмоциональный уровень (emotional state). Эмоции являются результатом искажённого восприятия реальности (delusion). Это четвёртый уровень. Ещё глубже находится пятый уровень — жизненного ощущения (sensation). Жизненное ощущение — это очень глубинное ощущение, которое объединяет человека и источники природы, из которых изготавливаются гомеопатические препараты. Так, у кактуса есть ощущение сжимания в момент засухи, и у пациента тоже есть подобное ощущение в сердце в момент приступа ишемической болезни. Ещё глубже находится энергетический уровень. Болезнь на энергетическом уровне представляет вмешательство чужеродной болезненной энергии в нормальную здоровую человеческую энергию. Болезненная энергия не может адекватно встроиться в человеческую и вызывает помехи, которые мы видим в виде симптомов. Болезненная энергия подобна энергии розы, золота и других источников природы, из которых можно изготовить гомеопатический препарат и таким образом аннигилировать эту энергию.
Одними из первых врачей-гомеопатов в Российской империи были Шеринг (нем. Scherring) в Санкт-Петербурге, Штегеман (нем. Stegemann, ? — 1835) в Лифляндии и Бижель (фр. Bigel, 1769 — ?) в Польше[11][12]. Шеринг узнал о гомеопатии от доктора Адама, который познакомился с Ганеманом в 1823 году и на следующий год приехавший в Петербург из Германии. Бижель, будучи лейб-медиком при дворе великого князя Константина Павловича, в 1822 году посетил Дрезден и там был свидетелем жарких дискуссий между сторонниками и противниками Ганемана[11][12]. Приобретя и изучив «Органон», он стал использовать гомеопатию в своей повседневной практике[11][12]. В 1825—1847 годах Бижель написал ряд трудов, за один из которых — «Экзамен теории и практики по методу лечения доктора Ганемана» (Лион, 1832)[13] — был награждён орденом почётного Легиона[11][12]. Первые попытки внедрения гомеопатии в систему государственной медицины были предприняты в 1831 году графом Н. С. Мордвиновым, после того как тот узнал о случаях успешного применения гомеопатии при лечении холеры[14][12]. Стараниями Н. С. Мордвинова и других сторонников нового метода из числа дворянской верхушки, в 1833 году в России, при запрещении гомеопатии в правительственных и общественных больницах, частная гомеопатическая практика была официально разрешена и были учреждены первые специальные гомеопатические аптеки[12].
С этого момента началось стремительное развитие российской гомеопатии: в короткие сроки подготавливаются переводы важнейших трудов по гомеопатии, в Санкт-Петербурге организуется издание ежемесячного журнала «Гомеопатическое лечение», появляются первые гомеопатические аптеки. К 1868 году профессия врача-гомеопата в России достигает значительной автономии в связи с учреждением Общества врачей, занимающихся гомеопатическим лечением.
Гомеопатия была достаточно известна в среде русской интеллигенции второй половины ХIХ века, об этом свидельствует хотя бы тот факт, что упоминания о ней появляются в произведениях литературных классиков. В романе «Братья Карамазовы» Достоевский в юмористическом контексте упоминает про малые дозы, называя их гомеопатическими и «самыми сильными»:
— По азарту, с каким ты отвергаешь меня, — засмеялся джентльмен, — я убеждаюсь, что ты все-таки в меня веришь.
— Ни мало! на сотую долю не верю!
— Но на тысячную веришь. Гомеопатические-то доли ведь самые может быть сильные. Признайся, что веришь, ну на десятитысячную…
— Ни одной минуты! — яростно вскричал Иван. — Я впрочем желал бы в тебя поверить! — странно вдруг прибавил он.
Для классической русской литературы характерно представление о гомеопатии как о методе, который практикуют как врачи, так и энтузиасты, чаще всего дворянского происхождения. В романе «Отцы и дети», Николай Кирсанов, герой Тургенева, заказав в столице гомеопатическую аптечку, перевозит её в поместье. Интерес к методу испытывает и его оппонент Евгений Базаров, который, будучи нигилистом, ставил гомеопатию в один ряд с ботаникой. В «Войне и мире» Льва Толстого лечение гомеопатией показано как часть дворянского быта.
Конец 60-х можно называть периодом преследования гомеопатов со стороны государства[15]. На основании этих фактов в 1968 г. Министр здравоохранения Б. Петровский инициировал попытки запретить гомеопатию, однако не был поддержан Верховным Советом СССР. Тем не менее Б. Петровскому удалось издать приказ, запрещающий преподавать гомеопатию, издавать гомеопатическую литературу, использовать ряд гомеопатических препаратов; согласно приказу были отменены все ранее изданные документы, регламентирующие работу врачей-гомеопатов, работу гомеопатических учреждений и применение в медицинской практике гомеопатических средств[16]. Дальнейшая деятельность гомеопатов объявлялась нецелесообразной и обществу врачей-гомеопатов было предложено самораспуститься.
. Толчком этому послужили факты грубейшего нарушения порядка обследования и лечения больных врачами-гомеопатами Н. М. Вавиловой и А. Ф. Александровым, отмеченные Министерством здравоохранения СССРВ настоящее время существуют и параллельно развиваются несколько школ гомеопатии. Не все они «дружат», и нередко объединяются только на время.
«Лечить больного, а не болезнь» — такова главная мысль ряда гомеопатов. Они, в своей массе, отрицают возможность промышленного производства гомеопатических препаратов и нередко предпочитают самостоятельно готовить лекарства. В некоторых случаях они прибегают к услугам гомеопатических аптек, в которых препараты готовят по рецепту врача.
Существует ряд школ, предполагающих, что сверхвысокие разведения 200С и др. могут оказывать чрезвычайно сильное действие.
Некоторые производители препаратов также используют сверхвысокие, «нематериальные» разведения, но уже без акцента на сверхэффективность.
Некоторые фирмы[17] рассматривают гомеопатию как вариант фитотерапии. В их препаратах сочетаются относительно высокие концентрации отдельных ингредиентов с гомеопатическими разведениями других веществ.
Одной из фирм, использующих концепцию гомотоксикологии, является фирма «Хель». В их препаратах существенное место занимают субстанции, полученные из инфицированных органов, выделений и пр., в какой-то мере такой подход напоминает методики иммунизации.
Гомеопатические препараты не содержат значимых количеств какого-либо действующего вещества, а представляют собой, в основном, нейтральные воду, этанол или сахар. В соответствии с числом Авогадро, гомеопатические средства могут не содержать ни одной молекулы действующего начала, остается только растворитель — спирт или вода (иногда ею импрегнируют сахар)[18]. Таким образом, безопасность гомеопатических лекарств для организма человека многим представляется очевидной и не требующей дополнительной проверки. Тем не менее, безопасность применения гомеопатических препаратов никогда не подвергалась систематической научной проверке. Вопрос о безопасности гомеопатического метода в целом не сводится только лишь к свойствам самих препаратов. Потенциальный вред гомеопатического лечения возможен в тех случаях, когда пациент отказывается от эффективной медицинской помощи в пользу гомеопатического лечения, потенциально увеличивая риск развития нежелательных исходов заболевания, которые в противном случае могли бы быть предотвращены с помощью своевременного традиционного медицинского вмешательства[6].
Если принять точку зрения современных врачей-гомеопатов о том, что гомеопатические средства «фокусируют» иммунную систему на выведении заданных патогенов или усилении функции заданных органов, то возникают следующие вопросы:
Некоторые современные гомеопаты по-прежнему считают конвенциональную, «ортодоксальную» медицину аллопатией, хотя это утверждение спорно, так как на самом деле современная медицина в какой-то степени включила в себя элементы обеих средневековых концепций. (Например, идея вакцинации похожа на принцип «подобия». В то же время, многие гомеопаты не считают, что вакцинация близка к гомеопатии, полагая её весьма опасной процедурой, отдалённые последствия которой вызывают многие серьёзные заболевания[19].) Конвенциональная медицина развивается по пути выяснения и устранений причин заболевания и отходит от философских рецептов «лечить подобным» или «лечить противоположным».
Законодательства разных стран по-разному регулирует использование гомеопатического метода.
В России регламентируется следующими нормативными актами:
Роль гомеопатического метода терапии существенно изменялась. После разработки и некоторой модификации Ганеманом идейных принципов метода, он приобрёл большую популярность, прежде всего благодаря невысокой стоимости гомеопатических лекарственных средств. Так как концепция гомеопатии, развитая впоследствии Ганеманом, зародилась в средневековой медицине, когда знаний о происхождении болезней (см. Этиология) было недостаточно, приходилось руководствоваться подобными эмпирическими принципами, то гомеопатия вобрала в себя элементы различных алхимических процедур и философских воззрений. В настоящее время, в конвенциональной медицине большинства стран, концепция гомеопатии почти не используется (важное исключение — Индия[20]), и является скорее комплементарной медициной[21].
Несмотря на определённые практические успехи гомеопатии, она в настоящее время переживает серьёзный кризис. Это вызвано, во-первых, тем, что большинство рациональных элементов гомеопатии естественным образом стали частью современной медицины. Во-вторых, значительная часть результативных эффектов от применения методов гомеопатии (не признаваемых официальной медициной), может быть объяснена плацебо- эффектом и неосознанным внушением со стороны обычно очень внимательного к пациенту врача-гомеопата. Не способствует развитию гомеопатии и постоянная «война» внутри идеологии — сторонники «высоких разведений» совершенно не находят общего языка с адептами низких и средних разведений; адепты «монотерапии» не согласны с возможностью приёма нескольких дополняющих средств (см. полипрагмазия)[22].
Кроме того, идеологию гомеопатии взяли на вооружение и многочисленные шарлатаны от медицины, понимающие, что психотерапевтического эффекта от «гонимой», «оппозиционной» гомеопатии в сочетании с индивидуальным внушением часто вполне достаточно для излечения, или хотя бы для временной кажущейся компенсации множества проблем здоровья. Однако, у таких шарлатанов есть и «оправдание» — «ортодоксальный», но невнимательный врач нередко может нанести больше вреда больному — например, назначая неоправданную фармакотерапию малоисследованными модными лекарственными препаратами, или неоправданное оперативное вмешательство — чем шарлатан своим чисто психологическим эффектом «лечения». Известны случаи, когда совершенно «законные», фармакопейные лекарственные препараты были сняты с производства, или ограничены в использовании спустя десятки лет активного применения — из-за неверно определённого соотношения «польза-вред» при их разработке (белый мышьяк, кокаин, талидомид и т. д.).
Современным средством для проверки всех утверждений ортодоксальной и классической, народной и нетрадиционной медицины является доказательная медицина. К сожалению, большое число существующих клинических испытаний по гомеопатическим препаратам проводятся не в соответствии с международными стандартами доказательной медицины. При этом чем менее доказательны исследования, тем выше вероятность подтверждения эффективности гомеопатического средства и наоборот — чем выверенней испытание, тем менее вероятно, что эффект превзойдет плацебо.[23][24]
Сведения о многоцентровых плацебо-контролируемых исследованиях в области гомеопатии весьма ограниченны, и требуют дополнительной проверки[25].
При обсуждении положительных результатов испытаний гомеопатических препаратов некоторые исследователи обращают внимание на их эффективность в отношении животных, однако, в настоящее время нет сведений об исследованиях в области ветеринарной гомеопатии, удовлетворяющих требованиям доказательной медицины. Результаты подобных испытаний в ветеринарии спорны в том числе и потому, что эффект от применения действующих препаратов или плацебо на животных оценивают их владельцы. Управление контроля качества продуктов и лекарств (США) не одобрило применение гомеопатических препаратов в ветеринарной практике.[25]
Эффективность гомеопатии стали подвергать сомнению в последние годы в связи с получением результатов ряда обзоров и клинических исследований. На сайте Национального центра комплементарной и альтернативной медицины Национального института здоровья США можно прочесть, что «результаты отдельных контролируемых исследований по гомеопатии противоречивы… Трудно или невозможно привести доказательства эффективности гомеопатии при каком бы то ни было заболевании».
Авторы мета-анализа, опубликованного 27 августа 2005 г. в журнале «The Lancet»[26], сделали вывод о том, что клиническая польза приёма гомеопатических препаратов обусловлена эффектом плацебо[3]. Группа исследователей из Швейцарии и Великобритании провела поиск в 19 электронных базах данных рандомизированных плацебо-контролируемых исследований применения гомеопатических препаратов, опубликованных с 1995 по 2003 г. Было выявлено 110 таких исследований, с которыми сопоставлено 110 испытаний аллопатических лекарственных средств из базы данных Кокрановского сотрудничества (англ.)русск.[27], отобранных согласно заболеваниям, при которых применялись препараты, и критериям оценки результатов лечения. В каждом из исследований, методологическое качество которых было тщательно оценено, в среднем участвовали 65 пациентов с различными патологиями: от ОРЗ до заболеваний хирургического профиля. Среди исследований гомеопатических препаратов только в 16 % случаев применялась классическая гомеопатия.
Исследования в обеих группах были близки по методологическому качеству, при этом в 19 % исследований применения гомеопатических и 8 % — аллопатических препаратов качество было очень высоким. Результаты большинства из них были позитивными, причём эффект лечения был выше в менее крупных исследованиях, качество которых было ниже. Однако при анализе только крупных исследований высокого качества (с адекватными рандомизацией, маскированием и анализом результатов) не было выявлено существенных отличий между эффектами гомеопатических препаратов и плацебо (8 исследований), тогда как в исследованиях аллопатических препаратов (6 исследований) показан значительный эффект[26].
Существует точка зрения, согласно которой гомеопатия требует от пациента наличия обязательной веры в положительный исход[28].
Профессор О. Прокоп, директор Института судебной медицины (ГДР), в 1971 году возникающее временное облегчение у пациента вследствие использования гомеопатических средств объяснял оккультным действием[29].
Вопрос гомеопатии обсуждался на заседании Церковно-общественного совета по биомедицинской этике. Одним из критиков гомеопатии является председатель совета по государственной религиоведческой экспертизе при Минюсте РФ, заведующий кафедрой сектоведения ПСТГУ профессор Александр Дворкин[30].
«Секреты гомеопатии не в ней самой, которую мы можем хорошо выучить и знать, а в понимании о конкретной личности, человеке, который пришел к тебе, и умении увидеть его внутреннее, с тем чтобы помочь», — цитирует другого врача-гомеопата Андрей Дя, заведующий приемным отделением московской больницы святителя Алексия, выпускник курсов гомеопатии Института повышения квалификации медико-биологических проблем и экстремальных ситуаций Управления делами президента РФ [31].
Нетрадиционная медицина | |
---|---|
Виды лечения | Акупрессура • Акупунктура • Апитерапия • Ароматерапия • Водолечение • Гирудотерапия • Гомеопатия • Гомотоксикология • Натуропатия • Ортомолекулярная медицина • Фитотерапия • Фунготерапия • Хилерство |
Бальнеология | Spa-курорт • Бальнеолечебница • Лечебные грязи • Минеральные воды (курорты) • Скипидарные ванны • Талассотерапия |
Гомеопатия.