Матвей Егорович Кларк | |
англ. Matthew Clark | |
русский инженер-литейщик, управляющий Александровским чугунолитейным заводом в Санкт-Петербурге | |
---|---|
Дата рождения: | |
Дата смерти: |
Матве́й Его́рович Кла́рк англ. Matthew Clark; (1776—1846) - русский инженер-литейщик, управляющий Александровским чугунолитейным заводом в Санкт-Петербурге
Содержание |
Выходец из Шотландии, одаренный инженер и организатор, прошедший путь от слесарных дел мастера до управляющего, Кларк целиком посвятил себя инженерному делу и металлоконструкциям. С 1824 смотритель С.-Петербургского чугунолитейного завода (ныне "Кировский завод"). В 1826-42 дир. Александровского литейного завода (ныне "Пролетарский завод"). В 1830 под руководством Кларка построен один из первых русских пароходов "Нева", в 1834 - первая металлическая подводная лодка. Жил на казённой квартире при Александровском заводе на Шлиссельбургском тракте[1].
Александровский завод был перенесён на седьмую версту Шлиссельбургского тракта с Петергофской дороги после разрушительного наводнения 1824 года и отстроен заново под руководством его первого директора Матвея Кларка[2], который во многом определил планировочное решение всего предприятия. Кларк активно сотрудничал с выдающимися русскими архитекторами, среди которых Карл Росси, Адам Менелас и Василий Стасов, с которым Кларка связывала личная дружба. Оригинальные конструкции нашли применение в Александринском театре. После пожара Зимнего дворца Кларк проектирует металлические конструкции перекрытия[3]. Спроектированная Двутавровая эллиптическая балка также нашла применение при строительстве зданий Нового Эрмитажа и реконструкции Малого Эрмитажа.
М. Е. Кларк.