Пригород — общее название населённой территории или населённого пункта, находящегося за административной границей города, неподалёку от неё. Большинство современных пригородов являются «спальными районами» со множеством жилых домов. У многих пригородов есть некоторая степень политической автономии и в них более низкая плотность населения, чем во внутренних районах города, в основном за счёт индивидуального жилья. Механический транспорт, включая автомобили и высокоскоростные поезда, в XX веке позволил пригородам разрастись, что дало толчок к быстрому увеличению близлежащих поселений с обилием земельных территорий, пригодных для заселения.[1]
Содержание |
Пригородами на Руси назывались все города княжества-«земли», за исключением столицы. При этом название пригородов (как и самой земли) было как правило производным от названия столичного города (например, новгородские пригороды).
Пригороды в США начали возникать ещё в колониальный период вокруг крупнейших городов того времени: Бостона, Филадельфии и Нью-Йорка. В то время пригороды заселяли в основном представители рабочего класса и само слово пригород носило крайне негативный оттенок. В тот период наиболее престижные для проживания места были расположены ближе к центру города, а территории, которые были наиболее удалены от центра, считались наименее привлекательными. Исключением служили пригородные дачи состоятельных граждан, которые проводили там летние месяцы или выходные дни.
Однако в середине второго десятилетия XIX века американцы меняют своё отношение к пригороду от нежелаемого места обитания к наиболее предпочтительному. Ещё до Гражданской войны в крупных городах США меняется отношение о степени престижности районов и многие состоятельные жители переезжают из центров городов в пригороды. Этому способствовало развитие транспорта, в частности железнодорожного транспорта. Уже с 30-х годов XIX в. стали появляться железные дороги, которые занимались исключительно доставкой людей из периферийных районов в города. Так как поезда не могли совершать частых остановок, пригороды не тянулись непрерывно вдоль путей, а были своеобразными островками.
Новым толчком в развитии пригорода стало распространение автомобиля в 20-х годах XX в. Автомобиль сделал доступным для заселения обширные территории, которые были недоступны для ж/д путей. С появлением личных автомобилей исчезли всяческие ограничения на передвижения.
С 1945 по 1954 год 9 млн людей переехали жить в пригороды. К 1976 году в пригородах жило больше американцев, чем в больших городах или в сельской местности.
Во многих странах начался активный процесс переселения людей из центров крупных мегаполисов в пригороды. Например, в России, в Москве в начале XXI века люди стали переселяться из тесного центра столицы на постоянное место жительства как в коттеджные посёлки, так и в города Подмосковья, в том числе и в новые благоустроенные районы, где они могли обменять, к примеру, старую квартиру в плохом районе Москвы на новую квартиру большей площади в благоустроенном городе ближнего Подмосковья.
В пригородах царит особая атмосфера. Жители отличаются необычайно высокой вовлечённостью в жизнь городка.
Населённые пункты | |
---|---|
Типы населённых пунктов (от малых к крупным) |
Мыза | Фольварк | Хутор | Кутан | Кишлак | Аул | Посёлок | Посёлок при станции | Рядок | Слобода | Коммуна | Кибуц | Деревня | Сельцо | Станица | Село | Местечко | Предместье | Посад | Посёлок городского типа (Дачный посёлок, Коттеджный посёлок) | Город-спутник | Город |
См. также | Пригород | Агломерация | Мегалополис |
Пригород.