Тбилисский метрополитен თბილისის მეტროპოლიტენი |
|
Информация | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Дата открытия | |
Длина линий |
26,4 км |
Количество станций |
22 |
Количество линий |
2 |
Пассажиропоток за день |
0,397 миллиона |
Пассажиропоток за год |
145 миллионов |
Схема линий | |
www.metro.ge | |
Тбилисский метрополитен на Викискладе |
Тбили́сский метрополите́н (груз. თბილისის მეტროპოლიტენი) — система линий метрополитена в Тбилиси (Грузия).
Введён в эксплуатацию 11 января 1966 года и стал четвёртым по счёту в СССР после московского, ленинградского и киевского.
C 2000 года, когда открылась последняя на данный момент станция, насчитывает 26,3 км линий и 22 станции, расположенные на двух линиях — Ахметели-Варкетилской и Сабурталинской.
Тбилисский метрополитен является вторым по величине метрополитеном Закавказья (первым — Бакинский метрополитен, третьим — Ереванский).
Ни на момент начала строительства метрополитена, ни на момент его открытия город Тбилиси не достиг миллионной численности населения, вопреки принятой в СССР практике строить метро только в городах-«миллионниках».
Содержание |
# | Название | Открытие | Протяжённость | Количество станций |
---|---|---|---|---|
1 | Ахметели-Варкетилская линия | 1966 | 19,6 км | 16 |
2 | Сабурталинская линия | 1979 | 6,8 км | 6 |
3 | Руставели-Вазисубанская линия | 5 | ||
Всего | 26,4 км | 22 |
В качестве подвижного состава используются вагоны 81-717/714, и 81-717.5/714.5, а также вагоны, созданные на основе типа Е: Еж3, Ем-508Т, Ема-502 и 3 вагона самого типа Е. Обслуживают подвижной состав два депо — ТЧ-1 «Надзаладеви» и ТЧ-2 «Глдани». Количество вагонов варьируется в разных источниках от 140[1] до более 200[2], официальный сайт приводит цифру в 199 единиц, из которых 156 находятся в эксплуатации (120 на Ахметели-Варкетилской линии и 36 на Сабурталинской). В конце 2005 года началась серьёзная модернизация подвижного состава, которую к настоящему моменту прошла большая часть вагонов (в основном модернизированы были вагоны типа ЕжЗ и ЕМ, а также самого типа Е), в метрополитене рассчитывают полностью обновить парк к 2010-му году[1][3]. Модернизация включает в себя замену электрооборудования, радикальное изменение салона и внешнего вида вагонов: на головные устанавливается новая стеклопластиковая маска, вагоны перекрашиваются в серебристо-красно-белую расцветку.
Один состав из вагонов типа Е будет отреставрирован до первоначального состояния и станет первым экспонатом музея Тбилисского метрополитена, создание которого планируется к концу 2010 года, одновременно с завершением модернизации подвижного состава.
Станции Тбилисского метрополитена рассчитаны на приём 5-вагонных поездов, однако в данный момент руководство метрополитена не планирует добавлять по одному вагону в каждый состав на линии Ахметели-Варкетили, несмотря на значительный рост пассажиропотока на этой линии в последние годы. На сегодняшний день по Ахметели-Варкетилской линии курсируют четырёхвагонные составы, по Сабурталинской — трёхвагонные.
В 2008—2009 годах проведены работы по ремонту и модернизации внешнего облика ряда станций.
Ахметели-Варкетилская линия (19,6 км) |
|||
# | Название | Дата открытия | Тип |
---|---|---|---|
1 | Тбилисское море | Строящаяся | Подземная |
2 | Мухиани | Строящаяся | Подземная |
3 | Ахметелис театри, бывш. «Глдани» | 7 января 1989 | Подземная |
4 | Сараджишвили, бывш. Гурамишвили | 7 января 1989. | Подземная |
5 | Гурамишвили, бывш. «ТЭВЗ» | 16 ноября 1985. | Подземная |
6 | Грмагеле | 28 ноября 1985 | Подземная |
7 | Дидубе | 11 января 1966 | Наземная, открытая, Переход на третью линию |
8 | Гоциридзе, бывшая «Электродепо» | 11 января 1966 | Наземная, открытая |
9 | Надзаладеви, бывшая «Октомбери» (Октябрьская) | 11 января 1966 | Подземная, пилонная, глубокая |
10 | Садгурис моедани-1, бывшая «Вагзлис моедани» (оба названия — Вокзальная площадь) | 11 января 1966 | Подземная, пилонная, глубокая, Переход на вторую линию |
11 | Марджанишвили | 11 января 1966 | Подземная, пилонная, глубокая |
12 | Руставели | 11 января 1966 | Подземная, Пилонная, глубокая, Переход на третью линию |
13 | Тависуплебис моедани (Площадь Свободы), бывш. «Ленинис моедани» | 6 ноября 1967 | Подземная, Пилонная, глубокая |
14 | Авлабари, бывш «26 комиссаров» | 6 ноября 1967 | Подземная, Пилонная, глубокая |
15 | 300 Арагвели | 6 ноября 1967 | Подземная, Пилонная, глубокая |
16 | Исани | 5 мая 1971 | Подземная, Колонная |
17 | Самгори | 5 мая 1971 | Подземная, Колонная |
18 | Варкетили | 9 ноября 1985 | Подземная, Переход на третью линию |
19 | Вазисубани | Строящаяся | Подземная |
Сабурталинская линия (6,8 км) |
|||
# | Название | Дата открытия | Тип |
1 | Садгурис моедани-2, бывшая «Вагзлис моедани» (оба названия — Вокзальная площадь) | 15 сентября 1979 | Подземная, глубокая, Переход на первую линию |
2 | Церетели, ранее официально «Церетлис гамзири» (Проспект Церетели) | 15 сентября 1979 | Подземная, Колонная, Глубокая |
3 | Текникури университети (Технический университет), бывшая «Политекникури» (Политехническая) | 15 сентября 1979 | Подземная, Глубокая |
4 | Самедицино университети (Медицинский университет), бывшая «Комсомольская» | 15 сентября 1979 | Подземная |
5 | Делиси, в 199?-2007 годах «Виктор Гоциридзе» | 15 сентября 1979 | Подземная |
6 | Важа-Пшавела, в апреле-июне 2000 года «Бахтриони» | 2 апреля 2000 | Подземная |
7 | Государственный Университет | 2014 | Подземная |
Руставели-Вазисубанская линия |
|||
# | Название | Статус | Тип |
1 | Военно-Грузинская дорога | Была в проекте | Подземная |
2 | Дигоми | Была в проекте | Подземная |
3 | Дидубе | Была в проекте | Надземная |
4 | ВДНХ | Была в проекте | Подземная |
5 | Текникури университети (Технический университет) | Была в проекте | Подземная |
6 | Ваке | Была в проекте | Подземная |
7 | Руставели-2 | Была начата проходка строительного тоннеля, на этом работы остановились (1992 год) | Подземная |
8 | Саарбрюкенская площадь | Наклонный эскалаторный тоннель начат, но строительство было заморожено (1992 год). Конструкции затоплены. | Подземная |
9 | Нижняя Элия | Предположительно строительные работы не начинались. Промежуточный рабочий ствол затоплен и частично демонтирован. | Подземная |
10 | Верхняя Элия | По неподтвержденной информации строительные работы уперлись в ряд проблем. Работы были свернуты, ствол забутован. | Подземная |
11 | Вазисубани | Наклонный эскалаторный тоннель начат, но строительство было заморожено (1992 год). Наклонник на данный момент (декабрь 2009) затоплен, но тоннели наличествуют. | Подземная |
12 | Варкетили-2 | Построен лишь задел под переход, работы по сооружению второй станции не начинались и информации об этом нет. | Подземная |
13 | Кахетинское шоссе | Была в проекте | Подземная |
14 | Московский проспект | Была в проекте | Подземная |
11 января 1966: Дидубе — Руставели
6 ноября 1967: Руставели — 300 Арагвели
5 мая 1971: 300 Арагвели — Самгори
15 сентября 1979: Вагзлис моедани — Делиси
9 ноября 1985: Самгори — Варкетили
16 ноября 1985: Дидубе — Гурамишвили (без «Грмагеле»)
7 ноября 1989: Гурамишвили — Ахметелис театри
2 апреля 2000: Делиси — Важа-Пшавела
Это заготовка статьи о метро. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Тбилисский метрополитен.
Дополнительные материалы:
(ФАЙЛ)
Тбилисский метрополитен.zip
Содержание:
- Тбилисский метрополитен