Stavkvantorium.ru

Технопарк Кванториум

Тбилисский метрополитен

Тбилисский метрополитен
თბილისის მეტროპოლიტენი
Информация
Страна

 Грузия

Город

Тбилиси

Дата открытия

11 января 1966 года

Длина линий

26,4 км

Количество станций

22

Количество линий

2

Пассажиропоток за день

0,397 миллиона

Пассажиропоток за год

145 миллионов[источник не указан 501 день]

Схема линий

www.metro.ge
Тбилисский метрополитен на Викискладе

Тбили́сский метрополите́н (груз. თბილისის მეტროპოლიტენი) — система линий метрополитена в Тбилиси (Грузия).

Введён в эксплуатацию 11 января 1966 года и стал четвёртым по счёту в СССР после московского, ленинградского и киевского.

C 2000 года, когда открылась последняя на данный момент станция, насчитывает 26,3 км линий и 22 станции, расположенные на двух линиях — Ахметели-Варкетилской и Сабурталинской.

Тбилисский метрополитен является вторым по величине метрополитеном Закавказья (первым — Бакинский метрополитен, третьим — Ереванский).

Ни на момент начала строительства метрополитена, ни на момент его открытия город Тбилиси не достиг миллионной численности населения, вопреки принятой в СССР практике строить метро только в городах-«миллионниках».

Содержание

Линии

# Название Открытие Протяжённость Количество станций
1 Ахметели-Варкетилская линия 1966 19,6 км 16
2 Сабурталинская линия 1979 6,8 км 6
3 Руставели-Вазисубанская линия 5
Всего 26,4 км 22

Подвижной состав

В качестве подвижного состава используются вагоны 81-717/714, и 81-717.5/714.5, а также вагоны, созданные на основе типа Е: Еж3, Ем-508Т, Ема-502 и 3 вагона самого типа Е. Обслуживают подвижной состав два депо — ТЧ-1 «Надзаладеви» и ТЧ-2 «Глдани». Количество вагонов варьируется в разных источниках от 140[1] до более 200[2], официальный сайт приводит цифру в 199 единиц, из которых 156 находятся в эксплуатации (120 на Ахметели-Варкетилской линии и 36 на Сабурталинской). В конце 2005 года началась серьёзная модернизация подвижного состава, которую к настоящему моменту прошла большая часть вагонов (в основном модернизированы были вагоны типа ЕжЗ и ЕМ, а также самого типа Е), в метрополитене рассчитывают полностью обновить парк к 2010-му году[1][3]. Модернизация включает в себя замену электрооборудования, радикальное изменение салона и внешнего вида вагонов: на головные устанавливается новая стеклопластиковая маска, вагоны перекрашиваются в серебристо-красно-белую расцветку.

Один состав из вагонов типа Е будет отреставрирован до первоначального состояния и станет первым экспонатом музея Тбилисского метрополитена, создание которого планируется к концу 2010 года, одновременно с завершением модернизации подвижного состава.

Станции

Станции Тбилисского метрополитена рассчитаны на приём 5-вагонных поездов, однако в данный момент руководство метрополитена не планирует добавлять по одному вагону в каждый состав на линии Ахметели-Варкетили, несмотря на значительный рост пассажиропотока на этой линии в последние годы. На сегодняшний день по Ахметели-Варкетилской линии курсируют четырёхвагонные составы, по Сабурталинской — трёхвагонные.

В 2008—2009 годах проведены работы по ремонту и модернизации внешнего облика ряда станций.

Хронология открытия участков и проект новых станций

Ахметели-Варкетилская линия (19,6 км)

# Название Дата открытия Тип
1 Тбилисское море Строящаяся Подземная
2 Мухиани Строящаяся Подземная
3 Ахметелис театри, бывш. «Глдани» 7 января 1989 Подземная
4 Сараджишвили, бывш. Гурамишвили 7 января 1989. Подземная
5 Гурамишвили, бывш. «ТЭВЗ» 16 ноября 1985. Подземная
6 Грмагеле 28 ноября 1985 Подземная
7 Дидубе 11 января 1966 Наземная, открытая, Переход на третью линию
8 Гоциридзе, бывшая «Электродепо» 11 января 1966 Наземная, открытая
9 Надзаладеви, бывшая «Октомбери» (Октябрьская) 11 января 1966 Подземная, пилонная, глубокая
10 Садгурис моедани-1, бывшая «Вагзлис моедани» (оба названия — Вокзальная площадь) 11 января 1966 Подземная, пилонная, глубокая, Переход на вторую линию
11 Марджанишвили 11 января 1966 Подземная, пилонная, глубокая
12 Руставели 11 января 1966 Подземная, Пилонная, глубокая, Переход на третью линию
13 Тависуплебис моедани (Площадь Свободы), бывш. «Ленинис моедани» 6 ноября 1967 Подземная, Пилонная, глубокая
14 Авлабари, бывш «26 комиссаров» 6 ноября 1967 Подземная, Пилонная, глубокая
15 300 Арагвели 6 ноября 1967 Подземная, Пилонная, глубокая
16 Исани 5 мая 1971 Подземная, Колонная
17 Самгори 5 мая 1971 Подземная, Колонная
18 Варкетили 9 ноября 1985 Подземная, Переход на третью линию
19 Вазисубани Строящаяся Подземная

Сабурталинская линия (6,8 км)

# Название Дата открытия Тип
1 Садгурис моедани-2, бывшая «Вагзлис моедани» (оба названия — Вокзальная площадь) 15 сентября 1979 Подземная, глубокая, Переход на первую линию
2 Церетели, ранее официально «Церетлис гамзири» (Проспект Церетели) 15 сентября 1979 Подземная, Колонная, Глубокая
3 Текникури университети (Технический университет), бывшая «Политекникури» (Политехническая) 15 сентября 1979 Подземная, Глубокая
4 Самедицино университети (Медицинский университет), бывшая «Комсомольская» 15 сентября 1979 Подземная
5 Делиси, в 199?-2007 годах «Виктор Гоциридзе» 15 сентября 1979 Подземная
6 Важа-Пшавела, в апреле-июне 2000 года «Бахтриони» 2 апреля 2000 Подземная
7 Государственный Университет 2014[источник не указан 1275 дней] Подземная

Руставели-Вазисубанская линия

# Название Статус Тип
1 Военно-Грузинская дорога Была в проекте Подземная
2 Дигоми Была в проекте Подземная
3 Дидубе Была в проекте Надземная
4 ВДНХ Была в проекте Подземная
5 Текникури университети (Технический университет) Была в проекте Подземная
6 Ваке Была в проекте Подземная
7 Руставели-2 Была начата проходка строительного тоннеля, на этом работы остановились (1992 год) Подземная
8 Саарбрюкенская площадь Наклонный эскалаторный тоннель начат, но строительство было заморожено (1992 год). Конструкции затоплены. Подземная
9 Нижняя Элия Предположительно строительные работы не начинались. Промежуточный рабочий ствол затоплен и частично демонтирован. Подземная
10 Верхняя Элия По неподтвержденной информации строительные работы уперлись в ряд проблем. Работы были свернуты, ствол забутован. Подземная
11 Вазисубани Наклонный эскалаторный тоннель начат, но строительство было заморожено (1992 год). Наклонник на данный момент (декабрь 2009) затоплен, но тоннели наличествуют. Подземная
12 Варкетили-2 Построен лишь задел под переход, работы по сооружению второй станции не начинались и информации об этом нет. Подземная
13 Кахетинское шоссе Была в проекте Подземная
14 Московский проспект Была в проекте Подземная


Хронология пусковых комплексов

11 января 1966: Дидубе — Руставели

6 ноября 1967: Руставели — 300 Арагвели

5 мая 1971: 300 Арагвели — Самгори

15 сентября 1979: Вагзлис моедани — Делиси

9 ноября 1985: Самгори — Варкетили

16 ноября 1985: Дидубе — Гурамишвили (без «Грмагеле»)

28 ноября 1985: Грмагеле

7 ноября 1989: Гурамишвили — Ахметелис театри

2 апреля 2000: Делиси — Важа-Пшавела

Примечания

  1. ↑ Продолжается процесс модернизации вагонов метро.. Мэрия Тбилиси, 12 ноября 2008. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012. Проверено 20 апреля 2009.
  2. СПИСОК ВАГОНОВ ТБИЛИССКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА. Данные на 2006 год. Сайт «Метровагоны». Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012. Проверено 20 апреля 2009.
  3. В 2010 году в Тбилисском метро старых вагонов не останется.. Информационно-аналитический портал Грузия Online. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012. Проверено 20 апреля 2009.

См. также

Ссылки

  • Официальный сайт Тбилисского метрополитена
  • Тбилисский метрополитен на сайте urbanrail.net
  • Тбилисский метрополитен на сайте Дмитрия Аксёнова
  • Тбилисский метрополитен на «Сайте о железной дороге» Сергея Болашенко
  • Тбилисский метрополитен на meta.metro.ru
  • Тбилисский метрополитен на сайте metrosoyuza.net
  • Схема путевого развития Тбилисского метрополитена
  • История Тбилисского метрополитена в схемах на сайте metroschemes.narod.ru

Литература


Тбилисский метрополитен.

© 2018–2023 stavkvantorium.ru, Россия, Самара, ул. Гагарина 35, +7 (846) 396-69-90

Дополнительные материалы:
(ФАЙЛ)
Тбилисский метрополитен.zip

Содержание:

- Тбилисский метрополитен


СКАЧАТЬ ФАЙЛ