Тёмный романтизм (иногда называется готицизм или американский романтизм) — поджанр[1], выделяемый некоторыми литературоведами, к которому относятся произведения писателей Эдгара По, Натаниэля Готорна и Германа Мелвилла. Центром тёмного романтизма считалась Новая Англия[2].
В отличие от перфекционистской убеждённости трансцендентализма, тёмный романтизм подчёркивает склонность человека к ошибками, греху и самоуничтожению, а также трудности, связанные с попытками осуществления социальных реформ[3].
Томпсон в своей работе подчёркивает, что, в отличие от оптимизма таких писателей, как Эмерсон, «тёмные романтики адаптировали образы антропоморфированного зла в виде Сатаны, чертей, призраков, оборотней, вампиров и гулей»[4] как более яркое описание человеческой природы.
Хотя термин в большей степени употребляется применительно к творчеству писателей Новой Англии XIX века, элементы тёмного романтизма отмечаются в литературе и искусстве других регионов и временных периодов[5].
Тёмный романтизм.