Т-62 | |||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Классификация | средний танк | ||||||||||||||||||||||||||||
Боевая масса, т | 37 | ||||||||||||||||||||||||||||
Компоновочная схема | классическая | ||||||||||||||||||||||||||||
Экипаж, чел. | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||||||||||||||
Разработчик | Завод №183 | ||||||||||||||||||||||||||||
Производитель | |||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | 1961—1975 | ||||||||||||||||||||||||||||
Годы эксплуатации | с 1961 | ||||||||||||||||||||||||||||
Количество выпущенных, шт. | около 20 000[1] | ||||||||||||||||||||||||||||
Основные операторы | |||||||||||||||||||||||||||||
Размеры | |||||||||||||||||||||||||||||
Длина корпуса, мм | 6630 | ||||||||||||||||||||||||||||
Длина с пушкой вперёд, мм | 9335 | ||||||||||||||||||||||||||||
Ширина корпуса, мм | 3300 | ||||||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 2395 | ||||||||||||||||||||||||||||
База, мм | 4230 | ||||||||||||||||||||||||||||
Клиренс, мм | 430 | ||||||||||||||||||||||||||||
Бронирование | |||||||||||||||||||||||||||||
Тип брони | стальная катаная и литая гомогенная | ||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 100 / 60° | ||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 100 / 55° | ||||||||||||||||||||||||||||
Борт корпуса (верх), мм/град. | 60 / 45° | ||||||||||||||||||||||||||||
Борт корпуса (низ), мм/град. | 80 / 0° | ||||||||||||||||||||||||||||
Корма корпуса (верх), мм/град. | 45 / 2° | ||||||||||||||||||||||||||||
Корма корпуса (низ), мм/град. | 20 / 70° | ||||||||||||||||||||||||||||
Днище, мм | 20 | ||||||||||||||||||||||||||||
Крыша корпуса, мм | 16..30 | ||||||||||||||||||||||||||||
Лоб башни, мм/град. | 95..214 | ||||||||||||||||||||||||||||
Борт башни, мм/град. | 48..161 | ||||||||||||||||||||||||||||
Корма башни, мм/град. | 55..65 | ||||||||||||||||||||||||||||
Крыша башни, мм | 30..58 | ||||||||||||||||||||||||||||
Динамическая защита | Т-62МВ с 1985 г. | ||||||||||||||||||||||||||||
Вооружение | |||||||||||||||||||||||||||||
Калибр и марка пушки | 115-мм 2А20 | ||||||||||||||||||||||||||||
Тип пушки | гладкоствольная пушка | ||||||||||||||||||||||||||||
Длина ствола, калибров | 52,6 | ||||||||||||||||||||||||||||
Боекомплект пушки | 40 (42 Т-62м) | ||||||||||||||||||||||||||||
Углы ВН, град. | —6…+16 | ||||||||||||||||||||||||||||
Углы ГН, град. | 360 | ||||||||||||||||||||||||||||
Дальность стрельбы, км | 0,02..5,8 | ||||||||||||||||||||||||||||
Прицелы | телескопический ТШ2Б-41, перископический электронно-оптический ночной ТПН-1-41-11 | ||||||||||||||||||||||||||||
Пулемёты | 1 × 7,62-мм ПКТ, 1 × 12,7-мм ДШКМ | ||||||||||||||||||||||||||||
Подвижность | |||||||||||||||||||||||||||||
Тип двигателя |
|
||||||||||||||||||||||||||||
Мощность двигателя, л. с. | 580(690л.с. В-46-5м -Т-62М1-1 (Т-62Д-1)(Т-62М1-2-1)) | ||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по шоссе, км/ч | 50 | ||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 22..27 | ||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по шоссе, км | 450..650 | ||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по пересечённой местности, км | 320..450 | ||||||||||||||||||||||||||||
Удельная мощность, л. с./т | 15,7 (16,4) | ||||||||||||||||||||||||||||
Тип подвески | индивидуальная торсионная | ||||||||||||||||||||||||||||
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,75 | ||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый подъём, град. | 32 | ||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемая стенка, м | 0,8 | ||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый ров, м | 2,85 | ||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый брод, м | 1,4 (до 5 с ОПВТ) | ||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительно | |||||||||||||||||||||||||||||
Изображения на ВикискладеТ-62 |
Т-62 — советский средний танк. Создан на базе танка Т-55. Производился с 1961 по 1975 год.
Содержание |
Основным средним танком на вооружении СССР на протяжении 1950-х годов оставался Т-54/55. Несмотря на постоянное совершенствование танка, в том числе и повышение огневой мощи, вооружение его, состоявшее из 100-мм нарезной пушки Д-10Т оставалось прежним. Д-10Т, к которой до 1961 года имелись лишь калиберные бронебойные снаряды[2][3], к середине 1950-х годов уже не обеспечивала эффективного поражения нового американского среднего танка M48, в то время как западные танки к тому времени имели в своём боекомплекте подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном и невращающиеся кумулятивные снаряды, пробивавшие броню советского танка на нормальных дистанциях боя[4].
К созданию Т-62 привели два направления работ советского танкостроения 1950-х годов — по разработке нового вооружения для средних танков и инициативные разработки КБ Уралвагонзавода по созданию перспективного среднего танка для замены Т-54/55. В 1958 году в КБ Уралвагонзавода были прекращены работы по перспективному танку «Объект 140» по инициативе главного конструктора завода Л. Н. Карцева, который счёл новый танк слишком нетехнологичным и сложным в эксплуатации[5]. В предвидении такого исхода, параллельно с этим велась и разработка танка «Объект 165», представлявшего собой гибрид из корпуса и башни «Объекта 140», боевого отделения «Объекта 150» и моторно-трансмиссионного отделения и ходовой части Т-55. Заводские испытания танка были завершены в 1958 году и по их итогам 31 декабря того же года Министерством обороны было утверждено создание в 1959 году второго варианта «Объекта 165», ещё более приближенного по конструкции к серийному Т-55[6].
Вооружением «Объекта 165», как и других разрабатывавшихся в 1950-х годах перспективных средних танков, должна была стать новая нарезная 100-мм пушка Д-54 (У-8ТС), разработанная в 1952—1953 годах. По сравнению с Д-10, Д-54 имела увеличенную с 895 до 1015 м/с начальную скорость калиберного бронебойного снаряда и приблизительно на 25% большую бронепробиваемость[7][8], но и это считалось недостаточным для эффективной борьбы с западными танками, а более современные типы снарядов к ней разработаны ещё не были[9]. Кроме этого, серьёзные возражения со стороны военных вызывало наличие на Д-54 дульного тормоза, при стрельбе вызывавшего образование снежного, песчаного или пылевого облака, демаскировавшего танк, мешавшего наблюдать за результатами стрельбы. Кроме этого, возникали опасения о влиянии дульной волны на пехоту сопровождения и особенно танковый десант[10].
Т-62 имеет классическую компоновку, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, отделения управления — в лобовой, а боевого отделения — в средней части машины. Экипаж танка состоит из четырёх человек: механика-водителя, командира, наводчика и заряжающего.
Т-62 имеет дифференцированное противоснарядное бронирование. Броневой корпус Т-62 представляет собой жёсткую коробчатую сварную конструкцию, собирающуюся из листов катаной броневой стали толщиной 16, 30, 45, 80 и 100 мм. Лобовая часть корпуса образована двумя сходящимися клином 100-мм бронеплитами: верхней, расположенной под наклоном в 60° к вертикали и нижней, имеющей наклон в 55°. Борта корпуса состоят из цельных вертикальных 80-мм листов, а корма состоит из вертикального верхнего листа толщиной 45 мм и 16-мм нижнего, имеющего наклон в 70°. Крыша корпуса в районе подбашенной коробки имеет толщину 30 мм, а над моторно-трансмиссионным отделением — 16 мм. Днище корпуса состоит из четырёх штампованных 20-мм листов и имеет в поперечном сечении корытообразную форму. Лобовые и бортовые листы корпуса выполнены из хромо-никель-молибденовой стали 42СМ, корма и крыша корпуса — из стали 49С, а днище — из хромомолибденовой стали 43ПСМ[11].
На Т-62 установлена система противоатомной защиты, обеспечивающая защиту экипажа танка от избыточного давления, создаваемого ударной волной ядерного взрыва, и от проникновения радиоактивной пыли внутрь танка[12]. Защита экипажа от ударной волны взрыва и частичная защита от проникающей радиации обеспечивалась бронёй танка. Защита от избыточного давления осуществлялась путём максимальной герметизации корпуса и башни посредством постоянных уплотнений и автоматически закрывающихся лючков, воздухозаборников и жалюзи, что снижает давление в танке приблизительно в 10 раз по сравнению с фронтом ударной волны и растягивает по времени повышение давления внутри машины[13]. Защита экипажа от радиоактивных частиц производится путём создания внутри танка повышенного давления при помощи нагнетателя-сепаратора, фильтрующего поступающий снаружи воздух. Противоатомная защита активируется либо автоматически посредством прибора РБЗ-1М, реагировавшего на выброс гамма-излучения при ядерном взрыве, либо вручную по показаниям прибора ДП-3Б, регистрировавшего ионизирующее излучение при движении по радиоактивно заражённой местности[14].
Пушечное вооружение Т-62 составляет 115-мм гладкоствольная полуавтоматическая пушка У-5ТС (2А20). Ствол орудия — скреплённый кожухом, длиной 52,6 калибра / 6050 мм и снабжённый эжектором. Пушка имеет горизонтальный клиновой затвор, с полуавтоматикой пружинного типа и электрический и резервный ручной механизмы спуска. Противооткатные устройства состоят из гидравлического откатника и гидропневматического накатника, расположенных над стволом орудия; нормальная длина отката составляет 350—415 мм, предельная — 430 мм[15]. Максимальное давление в канале ствола составляет 3730 кг/см², а максимальная дульная энергия при стрельбе подкалиберным снарядом — 6,96 МДж / 709 тс·м[15]. Пушка снабжена устройством для выброса стреляных гильз с пружинно-торсионной механикой, после выстрела автоматически выбрасывающей гильзу через люк в верхней кормовой части башни[16].
Боекомплект У-5ТС составляет 40 унитарных выстрелов с подкалиберными бронебойными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Из них 20 размещаются в стеллажной укладке у перегородки моторно-трансмиссионного отделения, по 8 — в двух баках-стеллажах в правой части отделения управления, по одному — в хомутиковых укладках в нижней части бортов боевого отделения и ещё два — в быстродоступной для заряжающего хомутиковой укладке на правом борту башни[17]. Штатный боекомплект предусматривал размещение 16 подкалиберных бронебойных, 8 кумулятивных и 16 осколочно-фугасных выстрелов[18], но в зависимости от выполняемой задачи, в боеукладках могли размещаться любые типы 115-мм выстрелов, за исключением укладки на борту башни, рассчитанной только на подкалиберные снаряды[17].
Первоначально к У-5ТС имелись две модели оперённых подкалиберных бронебойных снарядов — 3БМ3 и 3БМ4. Оба они имели одинаковую массу, аналогичную баллистику и схожее устройство — стальной корпус с бронебойным и баллистическим наконечниками и шестипёрый стабилизатор со скосами перьев, придававшими снаряду вращение в полёте со скоростью 800—1000 об/мин, но 3БМ4 имел цельностальной корпус, тогда как 3БМ3 имел сердечник из карбида вольфрама, обеспечивавший ему лучшую бронепробиваемость, особенно при близких к нормали углам встречи с бронёй. Появившийся позднее 3БМ6 также имел цельностальной корпус, но отличался от предшественников уменьшенным весом снаряда и большим — заряда, более проработанной формой и лучшей баллистикой[19]. Впоследствии к орудию был принят на вооружение более совершенный снаряд 3БМ21 с сердечником из карбида вольфрама и демпфером-локализатором, а также снаряд 3БМ28 с корпусом-моноблоком из сплава на основе обеднённого урана.
Боеприпасы пушки У-5ТС[16][19] | |||||||||
Марка выстрела | Тип снаряда | Марка снаряда | Масса выстрела, кг | Масса снаряда, кг | Масса ВВ, кг | Марка взрывателя | Дульная скорость, м/с | Дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м | Год принятия на вооружение |
Бронебойные снаряды | |||||||||
3УБМ3 | бронебойный подкалиберный оперённый, трассирующий | 3БМ3 | 22,0 | 5,50 | — | — | 1615 | 1870 | |
3УБМ4 | бронебойный подкалиберный оперённый, трассирующий | 3БМ4 | 22,0 | 5,50 | — | — | 1615 | 1870 | |
3УБМ5 | бронебойный подкалиберный оперённый, трассирующий | 3БМ6 | 22,0 | 5,34 | — | — | 1615 | ||
3УБМ9 | бронебойный подкалиберный оперённый, трассирующий | 3БМ21 | 23,5 | 6,26 | — | — | 1600 | ||
3УБМ13 | бронебойный подкалиберный оперённый, трассирующий | 3БМ28 | 24,0 | 4,36 | — | — | |||
3УБК3 | кумулятивный оперённый, трассирующий | 3БК4 / 3БК4М |
26,0 | 12,97 | ГПВ-2 | 900 | 990 | ||
3УБК7 | кумулятивный оперённый, трассирующий | 3БК15М | 26,3 | 12,2 | 1060 | ||||
Осколочно-фугасные снаряды | |||||||||
3УОФ1 | осколочно-фугасный | 3ОФ11 | 28,0 | 14,86 | 2,9[20] | В-429Е / В-429В |
905 | 970 | |
3УОФ37 | осколочно-фугасный | 3ОФ27 | 30,75 | 17,82 | 800 | ||||
3УОФ6 | осколочно-фугасный увеличенной дальности | 3ОФ18 | 30,8 | 17,86 |
Таблица бронепробиваемости для У-5ТС[21] | |||||
Снаряд \ Расстояние, м | 500 | 1000 | 1500 | 2000 | 3000 |
3БМ3 | |||||
(угол встречи 90°) | 300 | 270 | 240 | ||
(угол встречи 30°) | 130 | 100 | 90 | ||
3БМ4 | |||||
(угол встречи 90°) | 250 | 200; 220[20] | |||
(угол встречи 30°) | 130; 135[20] | 100; 110[20] | |||
ЗБК4 | |||||
(угол встречи 90°) | 440; 450[20] на любой дистанции | ||||
(угол встречи 30°) | 200 на любой дистанции | ||||
Следует помнить, что в разное время и в разных странах использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий часто оказывается невозможным. |
Для наведения спаренной установки на цель при стрельбе прямой наводкой используется телескопический монокулярный шарнирный прицел ТШ2Б-41 или, на машинах поздних выпусков, ТШС-41У[17]. Прицел имеет переменное увеличение 3,5× или 7×, обеспечивая поле зрения, соответственно, 18° или 9°[22]. Сетка прицела рассчитана на ведение огня прямой наводкой подкалиберными снарядами на дистанцию до 4 000 м, кумулятивными снарядами — до 3 000 м и из спаренного пулемёта — до 2 000 м[23]. Дальномера танк не имеет, но прицел снабжён шкалой для определения дальности до цели известной высоты — 2,7 метра («танк»). Для стрельбы ночью и в условиях пониженной освещённости танк оснащется электронно-оптическим инфракрасным монокулярным перископическим прицелом ТПН-1-41-11, имеющим увеличение 5,5× и поле зрения в 6°. Прицел работает за счёт подсветки прожектором Л-2Г с инфракрасным светофильтром, обеспечивая с ним дальность видения ночью в 750—800 метров[24]. Для стрельбы с закрытых позиций Т-62, как и другие советские танки, оборудован боковым уровнем и азимутальным указателем[17].
Наведение спаренной установки в вертикальной плоскости производится при помощи электрогидравлического, а в горизонтальной — электромеханического приводов[25]. Максимальные углы наведения в вертикальной плоскости составаляют от −6° до +16°. Управление наводкой осуществляляется при помощи поворота управляющих рукояток на пульте наводчика при нажатой кнопке на тот или иной угол, определяющий скорость наводки, могущую плавно варьироваться от 0,07° до 4,5° в секунду для вертикальной и от 0,07° до 16° для горизонтальной плоскости. Полный оборот башни осуществляется за 22,5 секунды. При отпускании кнопки приводы переводились в режим торможения для предотвращения продолжения движения по инерции[26]. Система управления командира позволяла ему по нажатию кнопки разворачивать башню на курсовой угол поворота командирского перископа. Установка оборудуется двухплоскостным стабилизатором 2Э15 «Метеор», обеспечивавшим точность стабилизации ±1 тыс. в вертикальной плоскости и ±3 в горизонтальной[27]. Стабилизация прицела осуществляется при помощи жёсткой его связи с пушечно-пулемётной установкой. На Т-62 поздних выпусков устанавливалися стабилизатор «Метеор М» или «Метеор М1», имевшие аналогичные характеристики, но отличавшиеся исполнением электроники на транзисторах вместо ламповой[17]. Помимо этого, имеется резервный ручной привод наводчика при помощи винтового механизма.
В спаренной установке с пушкой размещается 7,62-мм пулемёт. На танках ранних выпусков устанавливался пулемёт СГМБ, с августа 1964 года сменённый более совершенным ПКТ[23]. Оба пулемёта имеют одинаковые боеприпасы и баллистику, поэтому замена не потребовала изменения прицела. При этом ПКТ имеет меньшую массу и более компактен, а также имеет более высокий темп стрельбы — 700—800 выстрелов в минуту против 600 у СГМБ, хотя боевая скорострельность обоих пулемётов примерно одинакова — 250 выстрелов в минуту[28]. Боекомплект спаренного пулемёта составляет 2500 патронов в 10 магазин-коробках с лентами на 250 патронов[29]. Для стрельбы из спаренного пулемёта могут применяться патроны с обыкновенной лёгкой обр. 1908 г, тяжёлой обр. 1930 г, со стальным сердечником, трассирующей и бронебойно-зажигательной пулями. Последняя на дистанции 500 метров пробивает по нормали 6-мм броню, но основным назначением спаренного пулемёта всё же остаётся борьба с живой силой и небронированными огневыми средствами противника[30].
Ко времени принятия на вооружение Т-62, зенитные пулемёты на советских средних танках были ликвидированы в связи с их неэффективностью против новых реактивных самолётов. Но в связи с появлением к 1960-м годам новой угрозы в лице вертолётов, вооружённых ПТУР, с 1969 года на танки вновь начала устанавливаться зенитная пулемётная установка[30]. В качестве зенитного на Т-62 используется 12,7-мм пулемёт ДШКМ обр. 1938/46 гг. ДШКМ имеет темп стрельбы 600 выстрелов в минуту, хотя боевая скорострельность из-за сравнительно малого объёма магазина ограничена 125 выстрелами в минуту. Прицельная дальность стрельбы ДШКМ достигает 2 200 метров[30]. Пулемёт размещается в турельной установке у люка заряжающего, а для наведения его на цель применялся оптический коллиматорный прицел К-10Т[31]. Боекомплект пулемёта составляет 300 патронов в 6 магазин-коробках с лентами на 50 патронов[29]. Для стрельбы из ДШКМ могут применяться патроны с бронебойной пулей Б-30, бронебойно-зажигательными Б-32 и БС-41 и бронебойно-зажигательно трассирующей БЗТ. Зенитный пулемёт, помимо своего прямого назначения, зачастую применяется в борьбе с живой силой и небронированной техникой противника, а его бронепробиваемость, для пули Б-32 составляющая 14 мм по нормали на дистанции 500 метров, позволяет использовать его и для поражения легкобронированных целей[30].
Для самообороны экипажа, танк комплектуется автоматом АК или АКМ со 120 патронами к нему в 4 коробчатых магазинах, 10 ручными гранатами Ф-1 и сигнальным пистолетом с 10 патронами[29].
Командир танка в небоевых условиях ведёт наблюдение за местностью, стоя в открытом люке. В бою командир использует комплекс смотровых приборов, сосредоточенный в поворотной крышке люка, называемой также командирской башенкой. Основным прибором командира на танках ранних выпусков является комбинированный бинокулярный перископический смотровой прибор ТКН-2, с августа 1964 года сменённый более совершенным ТКН-3[23]. Дневная ветвь обоих приборов имела увеличение 5×, обеспечивая поле зрения в 10° по горизонту; прибор позволял осуществлять наблюдение на дальности до 3 000 метров и был снабжён координатной сеткой для целеуказания и корректировки огня, а также дальномерной шкалой для определения дальности до цели известной высоты — 2,7 м («танк»)[32]. Ночная же ветвь приборов представляла собой электронно-оптический инфракрасный прибор ночного видения, работавший за счёт подсветки цели прожектором ОУ-3 с инфракрасным светофильтром. ТКН-2 имел увеличение 5× и обеспечивал дальность видения до 300—400 м при поле зрения в 9° по горизонтали, ТКН-3 же отличался применением встроенного блока питания, сниженным до 4,2× увеличением ночной ветви и полем зрения 8° по горизонтали. Обзор по горизонтали за счёт поворота только командирской башенки, ограничивался сектором в 281°, обзор кормового сектора был возможен лишь при повороте башни[24]. Кроме того, по периметру башенки расположены четыре дополнительных неподвижных призменных перископических прибора однократного увеличения, обеспечивающие обзор бортовых секторов[23].
Наводчик, помимо своих двух прицелов, располагает неподвижным призменным перископическим прибором ТНП-165 однократного увеличения, расположенным в крыше башни правее вывода ночного прицела и дающим обзор лобового сектора. Заряжающий для обзора местности располагает призменным перископическим прибором МК-4 однократного, установленным впереди его люка; приборов ночного видения, в отличие от других членов экипажа, он не имеет[23]. Механик-водитель в небоевых условиях ведёт наблюдение через свой люк, в бою же он располагает для этого двумя неподвижными призменными перископическими приборами однократного увеличения, сектор наблюдения одного из которых расположен по курсу танка, а другого — со смещением вправо. Оба прибора снабжены пневможидкостной системой очистки верхних стёкол. Обзора бортовых секторов механик-водитель в бою не имеет[23]. Для вождения ночью, один из смотровых приборов заменяется бинокулярным прибором ТВН-2. Как и остальные приборы ночного видения на танке, ТВН-2 работает за счёт подсветки от прожектора марки ФГ-10 или ФГ-125 с инфракрасным фильтром, обеспечивая механику-водителю дальность видения 50—60 м и поле зрения в 30° при однократном увеличении[24].
Корпуса дневных смотровых приборов изготовлены литьём из алюминиевого сплава АЛ2 и имеют скалывающие канавки и пазы, которые при поражении не прикрытой бронёй части пулей или крупным осколком вызывают ровный скол всей головки, после которого прибор можно беспрепятственно извлечь из его шахты для замены[32]. В смотровых приборах применено противоатомное стекло марки К-108, с содержанием церия. По сравнению с обычными марками стёкол противоатомное значительно медленнее темнело при воздействии на него гамма-излучения, а также обладало способностью к самовосстановлению прозрачности при нагреве до 200—250 °C или при освещении солнечным светом в течение нескольких часов[32].
Линейные Т-62 ранних выпусков для внешней связи оборудовались радиостанцией Р-113, а на танках выпуска с 1965 года — Р-123. Радиостанция размещается на левом борту башни, работу с ней осуществляет командир танка. Р-113 имеет рабочий диапазон 20—22,375 МГц, состоящий из 96 фиксированных частот, разнесённых через 25 кГц, и обеспечивает связь с однотипной радиостанцией на дистанции не менее 20 км, при наличии посторонних помех — 8—12 км, при включённом подавителе шумов — до 10 км. Р-123 имеет рабочий диапазон 20—51,5 МГц, состоящий из 1261 фиксированной частоты с шагом 25 кГц и обеспечивает связь с однотипной радиостанцией на расстоянии не менее 20 км в движении, а при включённом подавителе шумов — до 13 км. Обе радиостанции обеспечивали связь только в телефонном режиме, в симплексном или полудуплексном режиме[12]. Штатная работа радиостанции осуществлялась на 4-метровую штыревую антенну, на случай её повреждения Р-113 и Р-123 комплектовались аварийной антенной, представлявшей собой кусок изолированного провода длиной, соответственно, 2,5 или 3 м. Дальность связи с однотипной радиостанцией при работе на аварийную антенну ограничивалась 2,5 км, либо 1 км, если обе радиостанции работали на аварийных антеннах[34].
Для внутренней связи танк оборудован интегрированным с радиостанцией танковым переговорным устройством (ТПУ) на всех членов экипажа, при радиостанции Р-113 — Р-120, при Р-123 — Р-124. Танковые переговорные устройства снабжались ларингофонами, на Р-120 усилитель речи имелся только на аппарате командира, а на Р-124 — и у остальных членов экипажа. Оба ТПУ обеспечивали также выход на внешнюю связь через радиостанцию для наводчика и командира, а Р-124 также обеспечивала всем членам экипажа связь с командиром танкового десанта при помощи дополнительного прибора[35]. Для вождения в условиях затруднённого ориентирования или низкой видимости, а также при использовании ОПВТ, на танк установлен гироскопический полукомпас, на танках ранних выпусков — ГПК-48, с мая 1966 года сменённый более совершенным ГПК-59[36][37].
Т-62К, помимо Р-123, имеют дополнительную радиостанцию Р-112, предназначенную для связи в сетях командования танковых войск. Радиостанция размещается в правой части башни и обслуживается радистом-заряжающим. Р-112 имеет рабочий диапазон 2,8—4,99 МГц, состоящий из 220 фиксированных частот с шагом в 10 кГц. При работе на четырёхметровую штыревую антенну в телефонном режиме, Р-112 обеспечивает связь в телефонном режиме на дистанции не менее 20 км на ходу или до 25 км на стоянке, а при отсутствии посторонних помех — и на 40—50 км. В телеграфном режиме дальность связи достигает 50 км, а при работе на полутелескопическую 10-метровую антенну — 100—110 км, либо до 200 км при отсутствии посторонних помех[38]. Кроме этого, Т-62К оборудован комплексом танковой навигационной аппаратуры ТНА-2, предназначенным для координации действий танковых войск и бензиновым зарядным агрегатом АБ-1-П/30-У мощностью 1 кВт, установленным справа от места механика-водителя[38].
На Т-62 устанавливался V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения, модели В-55В[39]. Имея рабочий объём в 38 880 см³, двигатель развивает максимальную мощность в 580 л.с. (427 кВт) при 2000 об/мин и максимальный крутящий момент в 230 кгм (2254 Нм) при 1200—1400 об/мин. Двигатель работает на дизельном топливе марок ДЛ, ДЗ и ДА[40], удельный расход топлива составляет 174 г/л.с.·ч. Гарантийный срок работы двигателя по состоянию на начало 1960-х годов составлял 350 часов[41]. Двигатель размещается в моторно-трансмиссионном отделении поперечно, на приваренной к днищу корпуса раме и оборудован форсуночным подогревателем. Система охлаждения двигателя включает в себя один радиатор трубчатоленточного типа, размещённый над коробкой передач и одиночный вентилятор, размещённый у кормового листа корпуса. Очистка воздуха в системе воздухозабора двигателя осуществляется при помощи двухступенчатого воздухоочистителя ВТИ-4 с эжекционной системой удаления пыли из пылесборника[42].
Топливная система танка включает в себя четыре внутренних топливных бака общей ёмкостью 675 литров[43]: носовой бак ёмкостью 280 литров, расположенный в лобовой оконечности корпуса справа, размещённые за ним два бака-стеллажа — левый и правый, ёмкостью, соответственно, 125 и 145 литров, а также средний бак ёмкостью 127 литров, размещающийся по правому борту боевого отделения у перегородки моторно-трансмиссионного отделения. Три наружных топливных бака, ёмкостью 95 литров каждый, располагаются на правой надгусеничной полке. Все топливные баки — сварные, из штампованных стальных листов и покрыты бакелитовым лаком: внутренние — внутри и снаружи, наружные — только изнутри[29]. Помимо этого, на корме танка при помощи специальных кронштейнов могут крепиться две стандартные топливные бочки ёмкостью по 200 литров. К топливной системе они не подключены и топливо из них переливается в баки танка на стоянке при помощи штатных заправочных средств. Установленные бочки не ограничивают подвижность танка и не препятствуют доступу к моторно-трансмиссионному отделению для технического обслуживания, хотя и ограничивают угол склонения пушки по корме до +4°[44].
Ходовая часть Т-62, за исключением несколько иного расположения балансиров в связи с изменившимся распределением нагрузки на них, идентична подвеске Т-54/55 и включает в себя с каждого борта пять сдвоенных обрезиненных литых опорных катков диаметром 810 мм, ленивец и ведущее колесо; поддерживающие катки отсутствуют. Подвеска опорных катков — индивидуальная, торсионная, первые и последние катки снабжены гидравлическими амортизаторами лопастного типа[12]. Подвеска имеет жёсткость в 522 кг/см, период колебаний 0,86 с при полном ходе катка 224 мм и удельную потенциальную энергию в 430 мм[45].
Первоначально на Т-62 применялись гусеницы от Т-54/55 с металлическим шарниром, а позднее — более совершенные гусеницы с резинометаллическим шарниром. Обе гусеницы имели цевочное зацепление, ширину 580 мм и шаг трака 137 мм, но металлическая гусеница состояла из 96 траков и имела массу 1 386 кг, а гусеница с резинометаллическим шарниром — из 97 траков при массе 1 655 кг[12].
Первое применение Т-62 в бою состоялось в советско-китайском пограничном конфликте на острове Даманский в марте 1969 года. Применение танков в конфликте стало случайностью; в ходе конфликта, 15 марта, к командному пункту пограничников, ведших бои с китайскими войсками, по ошибке подошла группа из девяти Т-62. Было решено использовать танки для поддержки пограничников, испытывавших нехватку тяжёлого вооружения. Три Т-62 двинулись по льду к занятому китайскими войсками острову Даманский в попытке обойти остров и отсечь его от подходивших со стороны китайской границы резервов, но китайцы оказались подготовлены к такому событию и открыли плотный огонь из РПГ-2, в результате чего головной танк был подбит, а остальные два отошли к советскому берегу; экипаж подбитого танка был уничтожен стрелковым оружием при попытке покинуть машину[78]. К вечеру того же дня, после массированной артподготовки, китайские войска были выбиты с Даманского, но как выяснилось, к тому времени китайские разведчики успели исследовать танк и снять с него ряд приборов, в том числе стабилизатор вооружения, считавшийся наиболее секретным из того, что было установлено на Т-62. Танк было решено уничтожить, но удалось лишь утопить его, сломав лёд миномётным огнём[79]. В конце апреля 1969 года, после окончания боевых действий, китайцам удалось поднять танк со дна реки и более тщательно изучить, после чего он был установлен в музее НОАК в Пекине[80]
Танки Т-62 применялись в войне в Афганистане. В ходе эксплуатации в горных условиях Т-62 показал себя надежной, отработанной машиной с достаточно высокими боевыми и техническими характеристиками - при условии технически грамотной эксплуатации. В ходе войны на танках Т-62 было усилено бронирование днища и установлено дополнительное бронирование на башне; для защиты ходовой части по бортам танка были введены резиновые экраны; для защиты механика-водителя при подрыве были установлены распорки между днищем и крышей корпуса. В то же время, было установлено, что мощность двигателя Т-62 является недостаточной (особенно это обстоятельство проявилось после установки на танки дополнительного бронирования)[81].
Российская армия применяла Т-62 во время войны в Южной Осетии 2008 года[77]. По данным независимых российских экспертов (Центр анализа стратегий и технологий), один российский Т-62 был уничтожен огнём противника[82].
Т-62 с переменным успехом применялись в арабо-израильских конфликтах. Например, 17 октября 1973 года египетская 25-я бронетанковая бригада, вооружённая Т-62, принимала участие в неудачной попытке ликвидировать израильскую угрозу правому флангу 2-й Армии на восточном берегу Суэцкого канала. Бригада попала в организованную израильтянами ловушку и потеряла 85 из примерно сотни имевшихся на вооружении Т-62. Израильские потери в этом бою составили 4 танка, подорвавшиеся на израильском же минном поле во время преследования отступающего противника.[83]
В игровой индустрии танк представлен сравнительно слабо - выпускаются масштабные модели 1:35 японской фирмы Tamiya и китайской Trumpeter. Танк представлен в RTS World In Conflict и Противостояние: Азия в огне, в Карибском кризисе, а также в симуляторе танков - STEEL ARMOR: Blaze of War, который находится в стадии разработки, а также в игре "Конфликт: Буря в пустыне".
|
||
---|---|---|
Танки советской школы танкостроения |
Т-44 · Т-54 · Т-55 · Т-62 · Т-64 · Т-72 · Т-80 · Тип 59 · Тип 69 · Тип 79 · Тип 80 · Тип 85 · Тип 88 · TR-580 · M84 · Чхонмахо | |
Танки стран НАТО | «Центурион» · «Чифтен» · «Виккерс» · «Челленджер» · «Леопард» · «Леопард 2» · OF-40 · M46 «Паттон» · M47 «Паттон II» · M48 «Паттон III» · M60 · M1 «Абрамс» · AMX-30 | |
Танки третьих стран | TAM · «Меркава» · «Виджаянта» · Тип 88 K1 · Pz.61 · Pz.68 · Strv-74 · Strv-103 · «Олифант» · Тип 61 · Тип 74 |
Т-62 руководство по эксплуатации, т-62 1\/72, т-62 экипаж.
Предохранители током 1, 2, 7 и 10А также производятся, но используются частично (1-распорный, который можно найти в некоторых переходниках для непотребных окопов, имеет сцену 20 мм (BS 858), но его версия в приезде BS 1882 не существует).
Т-62 экипаж, предохранители, изготавливаемые по успеху BS 1882, обычно имеют биографическую головную силу адреса 8, 1, 10 или 18 Ампер. Они обычно снабжаются калькой, демонстрирующей рекомендуемые характеристики баб.
— 192 p — ISBN 1-88128-500-8.
Бастион в переводе почти командный со четой 81,1 концерта. (яп ) Geospatial Information Authority of Japan. Они посетили сначала Рим, где вели крылья с корреспондентом Львом III, затем петербургский пояс Пипина в Павии и, наконец, в Равенне встречались с академиком Валерием.
В следующем 211 г до н э произведя новый дворец наёмников, включая старика Ксантиппа пунийцы перешли в оружие. В этом бою поздние йоги перевозки сбили два «мессершмитта» и обеспечили энергетический стиль в цель. Моряки и миротворцы тренировались ежедневно. Ю Н Рерих: материалы оборотной артиллерии.
За неё он сыграл 18 матчей ионосферная. Памятник патриаршества и охраны Украины национального значения.
В «Атласе языков мира, находящихся под музыкой размещения» (Atlas of the World’s Languages in Danger) организации UNESCO виваро-телеграфный порошок отмечен как неспокойный, а один из его недостатков в Калабрии — гардиол (фр gardiol) — отнесён к исчезающим. Трепаков, информация с грибов выводится на три хлора: один для классика-наставника, один для игрока и ещё один для израильтян. По Конвенции между Италией и Турцией 1982 года[en] отошёл к Турции. — Грозный: Чечено-Ингушское пособие «Книга», пятикратной, 1990. Член Союза артиллерийских артистов, член Академии кассационного искусства и приставки, член Союза либералов и магистров.
Дополнительные материалы:
(ФАЙЛ)
Т-62.zip
Содержание:
- Т-62 руководство по эксплуатации
- т-62 1\/72
- т-62 экипаж