Stavkvantorium.ru

Технопарк Кванториум

Методизм

Перейти к: навигация, поиск
Протестантизм
Реформация
Доктрины протестантизма

Дореформационные движения

Вальденсы · Гуситы · Катары · Лолларды


Церкви Реформации

Англиканство · Анабаптизм · Кальвинизм · Лютеранство · Цвинглианство


Постреформационные движения

Адвентисты седьмого дня · Армия спасения · Баптизм · Движение святости · Квакеры · Конгрегационалисты · Меннонитство · Методизм · Пиетизм · Плимутские братья · Пуритане · Пятидесятники · Унитарианство · Харизматическое движение


«Великое пробуждение»

Евангельские христиане · Ривайвелизм


Протестантизм по странам


Протестантский фундаментализм
Джон Уэсли — основатель методизма
Методистское собрание на открытом воздухе
Чикагский храм
Методистский храм в Екатеринбурге

Методи́зм (англ. Methodism; официально Методистская церковь) — протестантская церковь, главным образом в США, Великобритании. Возникла в XVIII веке, отделившись от англиканской церкви с требованием последовательного и методичного соблюдения евангельских предписаний. Методисты проповедуют религиозное смирение и кротость. Основателем методизма считается Джон Уэсли. Движение методизма возникло в лоне Англиканской церкви и окончательно отделилось от неё в конце XVIII века. Методистские общины используют в своём богослужении различные литургические формы, начиная от так называемых «высоких форм», унаследованных от Англиканской церкви, и заканчивая характерным для протестантизма простым богослужением, не признающим литургических обрядов.

Как течение внутри англиканства методизм возник в 1720-х годах в Оксфорде, однако далеко не сразу обособился в отдельную конфессию. Основателями методизма были Джон Уэсли (17031791) и Джордж Уайтфилд (1714—1770), важную роль в становлении методизма сыграла также графиня Селина Гастингс (1707—1791).

По состоянию на 2005 год к методистам принадлежало около 75 миллионов человек[1].

История

Методизм возник в 20-х годах XVIII века в среде Англиканской церкви после того, как группа нескольких мужчин во главе с Джоном Уэсли и его младшим братом Чарльзом основали так называемый «Святой клуб» в Оксфорде, где Джон Уэсли преподавал в то время в колледже Линкольна. Встречи Святого клуба проходили еженедельно. Во время этих собраний совершалось Причастие. Члены этого клуба применяли в своей духовной жизни пищевой пост, посещали больных, нуждающихся и заключённых. Эта группа получила наименование «методисты» из-за того, что они использовали в своей религиозной деятельности определённую духовность под названием «метод». Первоначально члены этой группы не планировали выходить из состава Англиканской церкви и призывали только лишь к возвращению к временам раннего христианства. Постепенно к движению стали присоединяться англиканские священнослужители. Методистские общины получили своё распространение в Англии к концу XVIII века. Общины методистов подразделялись на небольшие группы под названием «классы», где верующие исповедовались друг перед другом в своих грехах и занимались религиозной и благотворительной деятельностью, что способствовало построению более близких отношений между членами методистских общин. Характерной чертой ранних методистов была их социальная деятельность среди бедных слоёв населения. Джон Уэсли проповедовал о диспансеризации населения и организации сберегательных касс, издавал сочинения о народной медицине, призывал к тюремной реформе и отмене рабства. Его деятельность привела к популярности методистов среди представителей рабочего класса.

Первоначально учение методистов сводилось к следующим установкам:

  • Люди по своей природе грешны и, следовательно, являются детьми греха;
  • Человек оправдывается верой;
  • Вера производит внутреннюю и внешнюю святость.

Несформированное учение движения привело к различным спорам. Джон Уэсли, симпатизируя учению Моравской церкви, датского богослова Якоба Арминия, отрицал учение о предопределении. Его оппоненты Джордж Уайтфилд, Хауэл Харрис и графиня Хантингтонская Селина Гастингс придерживались кальвинистских взглядов[2]. Джордж Уайтфилд был сокурсником братьев Уэсли, когда те обучались в Оксфорде. Он занимался проповедью на открытом воздухе, был известен своими неортодоксальными взглядами и повлиял на Джона Уэсли, который стал следовать методами проповеди Джорджа Уайтфилда, за что они оба были исключены из Англиканской церкви. Различия в теологических взглядах влияли на их дружеские отношения, но впоследствии Джордж Уайтфилд пошёл на компромиссы в своих теологических взглядах. Джордж Уайтфилд, странствуя по территории Англии, использовал метод проповеди на открытом воздухе, что привело к значительной популярности методизма. Деятельность Джорджа Уйатфилда способствовала возникновению Свободной Церкви Англии. После смерти Джорджа Уайтфилда кальвинистские течения в методизме прекратились и большинство методистских богословов стали придерживаться взглядов Джона Уэсли.

В 1784 году Джон Уэсли рукоположил несколько первых священнослужителей для деятельности в Северной Америке, что стало окончательным разрывом между методистскими общинами и Англиканской церковью. Позднее методизм стал распространяться по всем колониальным владениям Великобритании. При поддержке американских и английских методистов в Африке образовались самостоятельные Африканская методистская епископальная церковь и Африканская методистская епископальная церковь Сиона.

В 1788 году численность методистов в Англии достигла 78 тысяч человек. В 1821 году в Англии к методистам себя причисляли уже около 215 тысяч человек. В 1861 году численность методистов достигла 513 тысяч членов и в 1906 году — около 800 тысяч членов.В начале XIX века методисты были самой большой религиозной группой в США.

Учение

Большинство современных методистов, в отличие от богословского детерминизма абсолютного предопределения, идентифицируют своё учение с арминианской концепцией свободной воли, которая даруется освящающей благодатью. Этим учение методизма отличается от кальвинистского вероучения, распространённого в реформаторской церкви. В географических областях, например, в Уэльсе, где сильны кальвинистские настроения, существуют так называемые «кальвинистские методисты», в некоторой степени поддерживающие учение предопределения. В 1783 году Селина Гастингс, бывшая первоначально последовательницей Джона Уэсли и придерживавшаяся кальвинистского учения, основала несколько общин, которые впоследствии стали основой небольшой самостоятельной протестантской группы под названием «Объединение Хантингтонской графини», которая отделилась от методизма.

Учение Джона Уэсли широко описано в сочинённых его братом Чарльзом Уэсли литургических гимнах, которые стали одним из источников быстрого распространения методизма.

Методисты исповедуют традиционное христианское учение в Пресвятую Троицу и ортодоксальное учение о человеческой и божественной природах Иисуса Христа. В своих богослужения методисты используют Апостольский и Никейский символы веры[3].

Богословие таинств и литургии в методизме следует тенденции исторической интерпретации и учения Англиканской церкви, что связано прежде всего с тем, что основатель Джон Уэсли и его младший брат Чарльз Уэсли были англиканскими священнослужителями. Методисты признают только два таинства: Крещение и Евхаристию. Не определяя каким образом происходит пресуществление, методисты считают, что они «принимают Тело и Кровь Христа, Который даёт искупление в Святом Причастии». Методисты также утверждают, что существуют и другие многочисленные средства благодати, которые даруются сакраментальным образом.

Памятник, изображающий так называемый «Четырёхугольник Уэсли», ставший личным духовным опытом Джона Уэсли. Четыре угла символизируют Sola Scriptura, Prima Scriptura, Толкование Библии и Христианскую традицию

Методисты, основываясь на личной духовной практике Джона Уэсли, подтверждают важное значение в их религиозной практике учения святых отцов, но при этом не считают, что Священное Предание является богооткровенной истиной, применяя традиционный протестантский принцип Sola Scriptura. При этом они считают, что Священное Предание является инструментом для толкования Священного Писания. В учение о проявлении Божественного Откровения методисты придерживаются так называемого методологического «Четырёхугольника Уэсли» (Sola Scriptura, Prima Scriptura, Герменевтика и Христианская традиция).

Методисты считают, что личное обращение и спасение всегда подразумевает стремление к миссионерству и служению миру. Библейская святость влечёт за собой личное благочестие. Любовь к Богу всегда подразумевает хорошие отношения с ближними и стремление к справедливости.

Уникальной особенностью методизма, особенно среди американских общин, является так называемое «Время прилива», которое начинается за 13 недель до Адвента и некоторое время после Пятидесятницы, во время которых подчёркивается усиленная благотворительная деятельность среди нуждающихся. Другой особенностью духовной практики методизма является так называемый «Договор», во время которого в одно из подходящих воскресений методисты ежегодно возобновляют личный завет с Богом. Во время этой практики используется составленное Джоном Уэсли богослужение под названием «Молитва Завета».

Организация

Методизм исповедует принцип всеобщего священства, но учит, что некоторые из верующих призваны и рукоположены́ для отправления духовных обязанностей — для проповеди Евангелия, совершения таинств и духовного руководства. Эти служители не составляют особого сословия, но исполняют роль проповедников и наставников. Они равны между собою, имеют одни и те же служебные полномочия и от других верующих отличаются только должностью или служебными обязанностями, а не дарованными свыше правами и благодатными дарами.

Методисты сохранили степень епископа, но без мистического понимания. Уэсли считал необходимым сохранять преемственнось священства и настаивал на получении от англиканской церкви рукоположённых священников для совершения таинств, а когда ему было в этом отказано, сам посвятил одного из своих последователей в «суперинтендента» с правами епископа. Отсюда берёт свое начало методистское священство.

Служители нашей церкви разделяются на два разряда: на дьяконов и пресвитеров. Названия перешли к нам из апостольской Церкви. Греческое слово «дьяконос» переводится как «служитель» или «пастор», это слово имеет такое же значение и в методистской церкви и относится к таким лицам, который после определенного срока служения и после прохождения соответствующего курса обучения рукополагаются епископами. Дьякон имеет право благословлять браки, совершать таинство крещения и помогает во время таинства святого причастия. Пресвитерская должность — высший в церкви… Окружные пресвитеры, или суперинтенденты, — это лица, которым поручено наблюдение за работой церкви в известном округе. На эти посты епископ назначает кого-нибудь из числа служителей, и они посещают церкви во вверенных округах, заменяют епископа в административных делах и помогают в вопросе назначения пасторов в приходы. Окружные пресвитеры составляют «кабинет» епископа[4].

Методизм в России

До Октябрьской революции в России существовали методистские общины в Санкт-Петербурге и на территории Эстонии. В 1889 году в Санкт-Петербурге появилась первая в России методистская община, которая обслуживалась пасторами из Швеции и Финляндии. В 1907 году в Санкт-Петербурге получил официальное разрешение на деятельность пастор Хьялмар Сальви. В октябре 1907 года в Санкт-Петербурге была основана Финская и Петербургская миссия методистской церкви, которой руководил американец Джордж Симонс. В первое десятилетие издавались журналы «Методизм в России» на английском языке и «Христианский Поборник» на русском языке (в 1909 году тираж этого журнала достиг 15 тысяч экземпляров). В это же время были изданы на русском языке вероучительные сочинения «Канонический катехизис», «Доктрины и дисциплины Методистской епископальной церкви», «Методисты: кто они и чего они хотят» и сочинение Джона Уэсли «Характер методиста». В 1909 году методистская община получила официальное разрешение на свою деятельность под названием «Первая петербургская методистская епископальная церковь». Эта община объединяла в своих рядах 132 методистов под руководством пастора Джона Симонса. Помещение для богослужения находилось в доме № 10 по Десятой линии Васильевского острова.

С осени 1908 года в Санкт-Петербурге начала действовать община диаконис «Вифания», которой руководила Анна Эклунд. В 1914 году методистская община приобрела в свою собственность дом № 58 на Большом проспекте, в котором 1 сентября 1915 года была открыта церковь.

В 1906 году была основана первая в Литве методистская община. В 1912 году в Ковно состоялось первое заседание Русского миссионерского округа.

Методизм был широко распространен среди корейцев, в дореволюционный период массово переселявшихся на территорию российского Дальнего Востока. Они образовали несколько десятков этнических церковных общин в Приморье. В 1921 году была создана методистская Сибирско-Маньчжурская миссия для работы среди корейского и русского населения на Дальнем Востоке и в Маньчжурии. В начале 1923 года миссионерами была основана русскоязычная община во Владивостоке. Однако из-за начавшихся в СССР гонений на верующих миссионеры были вынуждены покинуть Владивосток и полностью сосредоточить свою работу в Маньчжурии[5].

В 1924 году в Выборге был издан «Ритуал Методистско-епископальной церкви».

В 1935 году статус самостоятельной получила Эстонская методистская церковь. За период с 1943 по 1973 год, после включения Эстонии в состав СССР, методистские общины возросли с 1242 до 2300 верующих. Церковь пережила годы гонений и репрессий и функционирует по сей день. Возрождение методизма в России в начале 1990-х годов во многом начиналось с благовестия в корейской диаспоре[источник не указан 520 дней].

В 1993 году в России была зарегистрирована «Российская Объединённая методистская церковь», которая в 1999 году получила статус централизованной организации, объединяющей все методистские общины на территории России. В состав Российской Объединённой методистской церкви входят около 100 общин, в которых служат около 70 пастырей. В настоящее время методистские общины в России разделены на шесть территориальных округов: Волго-Вятский, Московский, Северо-Западный, Центрально-Чернозёмный и Южный, которые возглавляют старшие пасторы. Ежегодно собирается высший орган методистской церкви в России под названием «Ежегодная Конференция Российской Объединённой методистской церкви».

В настоящее время

Почти все методистские церкви состоят во Всемирном методистском совете, штаб-квартира которого находится в населённом пункте Лейк Джуналаска, штат Северная Каролина, США.

На данный момент существует несколько конференций Евразийской объединённой методистской церкви. С 2005 по 2012 годы её возглавлял епископ Ханс Вяксби, с конца 2012 года — Эдуард Хегай[6].

Самый старый храм, который находится в собственности методистов, является церковь в Эрфурте, построенная в 1324 году. Самым большим храмом является Чикагский храм, шпиль которого находится на высоте в 173 метров. Этот храм был построен в 1923 году Методистской американской конгрегацией (сегодня - Объединённая методистская церковь) и является самым старым небоскрёбом в Чикаго.

Примечания

  1. An Introduction to world metodism
  2. Richard Bennett, «Howell Harris and the Dawn of Revival», (1909, Eng. tr. 1962), ISBN 1-85049-035-X
  3. Catholic Encyclopedia. New York: Robert Appleton Company. 1913
  4. Зноско-Боровский, М. Методисты
  5. Methodism in Russia & the Baltic States: History and Renewal, ed. S. T. Kimbrough, jr. Nashwill, 1995, pp. 71-74.
  6. Объединённая методистская церковь Евразии. Колонка епископа.

Литература

  • An Introduction to world metodism
  • Dowson, Jean and Hutchinson, John (2003) John Wesley: His Life, Times and Legacy [CD-ROM], Methodist Publishing House, TB214
  • Forster, DA and Bentley, W (eds.) (2008)What are we thinking? Reflections on Church and Society from Southern African Methodists. Methodist Publishing House, Cape Town. ISBN 978-1-919883-52-6
  • Forster, DA and Bentley, W (eds.) (2008) Methodism in Southern Africa: A celebration of Wesleyan Mission AcadSA Publishers, Kempton Park. ISBN 978-1-920212-29-2
  • Harmon, Nolan B. (ed.) (1974) The Encyclopedia of World Methodism, Nashville: Abingdon Press, ISBN 0-687-11784-4.
  • Heitzenrater, Richard P. (1994) Wesley and the People Called Methodists, Nashville: Abingdon Press, ISBN 0-687-01682-7
  • Hempton, David (2005) Methodism: Empire of the Spirit, Yale University Press, ISBN 0-300-10614-9
  • Hempton, David (1984) Methodism and Politics in British Society, 1750—1850, Stanford University Press, ISBN 0-8047-1269-7
  • Kent, John (2002) Wesley and the Wesleyans, Cambridge University Press, ISBN 0-521-45532-4
  • Warner, Wellman J. (1930) The Wesleyan Movement in the Industrial Revolution, London: Longmans, Green.
  • Wilson, Kenneth. Methodist Theology. London, T & T Clark International, 2011 (Doing Theology).

Ссылки

  • История США: Методизм
  • Российская объединенная методистская церковь
  • Religion Planet. Методизм
  • Объединенная методистская церковь Евразии

Методизм.

© 2018–2023 stavkvantorium.ru, Россия, Самара, ул. Гагарина 35, +7 (846) 396-69-90

Дополнительные материалы:
(ФАЙЛ)
Методизм.zip

Содержание:

- Методизм


СКАЧАТЬ ФАЙЛ