Аирйа́нэм-Ваэ́джа[Комм 1] (авест. Airyanem Vaejah, «арийский простор»[1]) — мифическая прародина древних иранцев[2], ариев[1]; согласно Видевдату[Комм 2], именно с неё начинается список из 16 «наилучших» (авест. vahišta-) «местностей и областей» (авест. asah- и авест. šōiθra-), созданных Ахура Маздой для человечества[1].
Эта страна описывается как бескрайняя равнина, через которую протекает прекрасная река Даитйя[1] (Вахви-Датия). В качестве бедствий, посланных на страну Ахура Маздой, названы «змей рыжеватый» и десятимесячная зима. Суровые климатические условия «лучшей страны» вызывают дискуссии среди учёных — так, Гельмут Гумбах объясняет данное несоответствие утратой строки, которая присутствует в пехлевийском тексте Авесты: «а затем: семь месяцев лета и пять месяцев зимы», что вполне соответствует климатическим нормам[3]. Довольно часто упоминается также в других пассажах Авесты как легендарная родина Заратуштры[4] и как центр мира. По мнению Мэри Бойс, Аирйанэм-Ваэджа «кажется поздним дополнением» в этом списке[2]. Именно с данным регионом отождествляли свою страну мидийские маги[5].
Древнеиранский термин airyanəm vaējah (в авестийском языке) образован от родительного падежа множественного числа слова airya и слова vaējah (в качестве именительного падежа часто выступает vaējō). Значение последнего слова не выяснено. По версии Гельмута Гумбаха, оно может быть родственно древнеиндийскому корню vej/vij (в ведийском языке «двигаться с большой скоростью») и обозначать ложе, течение либо поток быстротекущей реки, а также области, смежные с нею[3]. Некоторые исследователи интерпретируют его как «семя» либо «зародыш». Авестийское airya этимологически родственно древнеперсидскому ariya.
От древнеиранского термина *aryānām xšaθra-, родственного авестийскому, происходит слово «Иран» (через среднеиранские интерпретации, такие как среднеперсидские термины Ērān-shahr, Эранвеж («Иранский простор»[6]) и в конечном счёте Ērān времён Сасанидской империи).
Историческое местонахождение Аирйанэм-Ваэджа до сих пор не определено. Джерардо Ньоли помещает данную местность в Гиндукуше на основании того, что все географические ссылки Авесты ограничиваются районом Восточного Ирана, южной Центральной Азии и Афганистана с Индом в качестве восточной границы[7]. Согласно Майклу Витцелю, предпринявшему тщательный анализ филологических, лингвистических, географических и климатических отсылок в авестийских текстах, Аирйанэм-Ваэджа лежит в области центральных афганских гор, возможно, в областях на юг и север от Гиндукуша[8][4]. Бахрам Фарахваши и Нассер Такмил Хомаюн предполагают, что данная страна располагалась около Хорезма[9], в области, которая сейчас разделена между несколькими центральноазиатскими республиками. Исследователь Шрикант Талагери предполагает, что Аирйанэм-Ваэджа размещалась в Кашмире[10].
Согласно И. С. Брагинскому в научной литературе имеются также следующие локализации Аирйанэм-Ваэджа: Хорезм, местность на берегу Аракса (в т. н. «мидийской теории»), область в междуречье Амударьи и Сырдарьи, южнорусские степи и ряд других[1]. Также выдвигаются версии об одной из долин Памиро-Гиндукушского региона, об отождествлении Аирйанэм-Ваэджа иранцев и Арианы (Арии) греков эпохи эллинизма[6]. Согласно И. М. Дьяконову Аирйанэм-Ваэджа «имеет гораздо более широкое значение, обнимающее не одну какую-нибудь область» — в том числе может служить общим названием для равнин Средней Азии и Восточного Ирана, заселённых оседлыми иранцами. Также учёный проводит возможную параллель между терминами Аирйанэм-Ваэджа и Арьйошайана (последний обозначает объединение, к которому относилось царство Кави Виштаспы)[11].
География Авесты | |
---|---|
16 лучших стран | Аирьяна Ваэджо • Гава-Сугда • Моуру • Бахди • Нисая • Харою • Ваэкерета • Урва • Хнента-Веркана • Харахваити • Хаэтумант • Рага • Чахра • Варна • Хапта-Хенду • Истоки Рангхи |
Аирьяшаяна | Ишката • Поурута • Моуру • Харою • Гава-Сугда • Хваиризем |
Систан | Кансаоя |
Горы | Хара Березайти • Упаири-Саэна • Эрезифья • Ваити-гаэса |
Народы | Арии • Туирьи • Саиримы • Саини • Дахи |
Аирьяна Ваэджо.