«Золотая Нива»
Дзержинская линия
|
|
Новосибирский метрополитен | |
Станция перед открытием
|
|
Расположение платформ: |
|
---|---|
Дата открытия: | |
Дата закрытия: | |
Проектное название: | |
Район: | |
Тип: |
Колонная станция мелкого заложения, однорядная |
Количество платформ: |
1 |
Тип платформы: |
Островная[4] |
Форма платформы: |
прямая |
Длина платформы, м.: |
100 м[5] |
Станцию возвело: |
ЗАО «ФСК», |
Выход к улицам: |
ул. Кошурникова, ул. Бориса Богаткова |
Наземный транспорт: |
А: 758, 858, 1007, 1095, 1096, 1179, 1188, 1198, 1233, 1239, 1260, 1444; Мт: 2, 16, 18, 19, 258, 1010, 1016, 1019, 1021, 1057, 1068, 1142, 1251; Тб: 7, 10, 22, 36[7] |
Время открытия: |
6-00 |
Время закрытия: |
24-00 |
Дзержинская линия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
«Золота́я Ни́ва» — станция Дзержинской линии Новосибирского метрополитена. Проектное название — «Гусинобродская». Станция расположена в восточной части города, на территории одноимённого жилого массива, на границе Дзержинского и Октябрьского районов.[8]
Первоначально сдать станцию планировали к 117-летию Новосибирска (в конце июня 2010 года). Её строительство вызывало большие неудобства для автомобильного движения, в основном из-за сужения улицы Кошурникова, движение по которой было ограничено с 1989 года.[9] Кроме того, при возведении использовались устаревшие немеханизированные щиты — горнопроходческий марки «ЩН-1С» и тоннелепроходческий марки «КМ-43» (1960-х годов выпуска). Что сказалось как на качестве работ, так и на времени сооружения тоннелей, строительство которых велось в сложных геологических условиях — при большом объёме грунтовых вод.[10]
Изначально станция была открыта 7 октября 2010 года[11] (и закрыта 26 октября 2010 года, на 30 суток, в связи с конструкционными проблемами, выявленными на перегоне станций «Берёзовая Роща — Золотая Нива»[1][12]) с одним перегонным тоннелем — правым.[13] Открытие второго тоннеля запланировано на ближайшие два года. После его открытия, ожидается, что существующий тоннель будет закрыт на реконструкцию.[10]
Затраты на возведение станции и прилегающих тоннелей (данные на октябрь 2010 года) составили от 5,6 до 6 млрд рублей[14] (по заявлению заказчика — 3,5 млрд. рублей[15]).
Повторное открытие состоялось 9 февраля 2011 года.[16] Станция стала пятой на Дзержинской линии и тринадцатой в системе Новосибирского метрополитена.
Содержание |
В 1980-е годы была утверждена «Программа развития метрополитена до 2015 года», которая предполагала, что к этому сроку появятся[17]:
Однако из-за нехватки денежных средств данная программа не выполнялась.[17]
В 1991 году было начато строительство второй очереди метрополитена на Дзержинской линии от «Сибирской» до станции «Гусинобродская» протяженностью 4,1 км с тремя станциями — «Маршала Покрышкина», «Берёзовая роща» и «Гусинобродской».[18][19] Общая же протяжённость второй очереди метрополитена — от станции «Площадь Гарина-Михайловского» до «Гусинобродской» должна была составить 5,86 км строительной или 5,53 км эксплуатационной длины,[19] из которых длина перегона от станции «Берёзовая роща» до станции «Гусинобродская» должна была составлять 1,71 км.[20]
Внешние изображения | |
---|---|
Первый проект станции |
Первый проект представлял собой станцию с боковыми платформами (под именем «Гусинобродская»[2]) утверждён в составе второй очереди метрополитена 23 августа 1990 года Министерством Путей Сообщения СССР.[18]
В 2007 году новую станцию было предложено сделать по типу станций Петербургского метрополитена: прямоугольный вестибюль с расположенными по обоим его сторонам дверями (из стекла), которые синхронизированы с дверями электропоезда. Вариант был предложен в целях экономии средств.[21]
21 августа 2009 года был объявлен аукцион — по корректировке первоначального проекта станции, включающий исключение тупиков отстоя электропоездов перед станцией и смещение всего комплекса в сторону «Берёзовой Рощи» и как результат сокращение протяжённости между станциями с 1,98 до 1,54 км.[22] Почти через месяц, 15 сентября контракт заключается с единственным его участником — ОАО «Сибгипротранс», который предложил 21 726 405 рублей. Срок выполнения проектных работ — 15 марта 2010 года.[18][22]
Окончательным стал проект односводчатой станции с идущими посередине островной платформы круглыми колоннами.[4][6][23]
В советскую эпоху поблизости был построен крупный одноимённый хлебобулочный магазин,[3] а затем была открыта остановка общественного транспорта «Магазин Золотая Нива». В дальнейшем, после распада СССР магазин прекратил своё существование, а имя остановки — осталось.[24] С 1980-х годов и до сентября 2004 года станция носила имя «Гусинобродская».[17]
В сентябре 2004 года строящейся станции метро дали имя «Золотая Нива».[2] После её открытия, 7 октября 2010 года, мэр Городецкий заявил:
«Возможно, в дальнейшем название станции будет изменено на более мотивированное нашей историей».[25]
Ранее также звучали предложения назвать новую станцию именем поэта Бориса Богаткова.[3]
В конструкции станции впервые в городе было решено использовать полузакрытый метод ведения работ.[4] Суть метода заключается в следующем:
По периметру строящейся станции при помощи буровых станков устанавливаются сваи (буронабивные и буросекущие). Сваи являются опорой для уложенной сверху бетонной надплатформенной плиты, имеющей четыре специальных технологических проёма, через которые происходит дальнейшая разработка и выборка грунта, а также бетонирование и обустройство платформы станции.[26][27] В дальнейшем надплатформенная плита засыпается и сверху осуществляется движение городского транспорта[28] — после выполнения в необходимом объёме дорожных работ.
Станционный комплекс с перегонами, согласно Распоряжению мэрии г. Новосибирска № 5987-р от 3 апреля 2009 года, должен был быть построен в две очереди[29]:
Подготовительные работы начаты в 1992 году — на этом этапе были демонтированы трамвайные рельсы с улицы Кошурникова.[26] К строительству объектов пускового комплекса второй очереди в составе новой станции и перегона до станции «Берёзовая Роща» приступили в 1993 году.[10] Вначале для камеры съездов, расположенной на дамбе реки Ка́менка была выгорожена территория. С этого места началась проходка тоннелей в сторону «Берёзовой рощи».[26] В 1994 году приступили к проходке левого тоннеля.[30]
В 1998 году, в связи с недостатком денежных средств, все строительные работы были прекращены.[29] За это время было пройдено 44 метра левого тоннеля и 7 метров — правого[6] (в сторону станции «Берёзовая Роща»[26]).
Внешние изображения | |
---|---|
Котлован под строительство камеры съездов | |
Котлован под строительство камеры съездов. Внутри | |
Строится свод камеры съездов | |
Строящийся свод вблизи | |
Видны свод камеры съездов и строящиеся тюбинги |
В начале года завершена проходка левого тоннеля. А на правом 611-метровом участке тоннеля, в сторону «Берёзовой рощи», уложено 570 метров путей.[30] В сторону будущей станции правый тоннель пройден на 110 метров (из 484 м).[27] Возведена камера съездов, строительство которой длилось с 2007 года.[26]
Саму станцию должны были открыть также в сентябре 2010 года[38], затем мэр Владимир Городецкий заявил, что станцию откроют 2 октября или 3 октября 2010 года.[39] Однако, уже 24 сентября 2010 года мэр города сказал, что официальный пуск станции состоится 7 октября 2010 года[25] — с одним вестибюлем, одним тоннелем и двумя выходами, а в 2011 году планируется проложить второй тоннель[40] и доделать остальные вестибюли.[25]
Станция была открыта 7 октября, накануне выборов в Законодательное собрание Новосибирской области.[41][42] В торжественной церемонии по случаю её пуска принимали участие полпред президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский, а также первые лица города и области. Закрытие станции спустя несколько недель вызвало недовольство новосибирцев в Интернете, а также ажиотаж в СМИ.[43]
«О нецелевом расходовании бюджетных средств при строительстве станции метрополитена „Золотая Нива“ и нарушении правил приемки и ввода в эксплуатацию объектов строительства».[53]
«Из-за проволочек с оформлением необходимой исполнительной документации», а также из-за необходимости, по требованию Ростехнадзора, проведения инструментального обследования станции".[54]
Закрытие «Золотой Нивы» станет уроком для властей города.. Я получил точное объяснение, что все проверено, хотя я понимал, что отношения заказчика метро, проектировщика и заказчика не нормальные, что они проявятся, и говорил — разберитесь. И я уверен, что если бы на это обратили более профессиональное внимание, то такой ситуации не было бы. Поэтому очень болезненная и обидная для меня ситуация, безобразная.[57]
«По моим предпосылкам, в ближайшие 15 дней вопрос (об открытии станции „Золотая Нива“) должен быть закрыт».[59]
Тип конструкции — односводчатая станция мелкого заложения.[4][6][23][61] Единственный ряд из двадцати шести цилиндрических колонн шагом 4 м идёт посередине единственной островной платформы.[62] Основным отделочным материалом для станции послужил алюминий[63]. Пол и стены[37], а также свод потолка и нижние части колонн выполнены из гранита.[63]
«Золотыми» на «Ниве» выполнены только длинные перфорированные вставки цвета «жёлтый металлик» в колоннах и оригинальный ордер колонн с проштамповками, которые символизируют колосья.[37] Ордер колонн — из металлопластиковых панелей золотистого и коричневого цвета. Свод потолка — отделан алюминиевым сайдингом[64] серебристо-белого цвета.[63] Лавки на станции выполнены из отшлифованного светлого дерева.[64]
Проект станции предусматривал три эскалатора и лифт для инвалидов, которые должны были быть расположены в вестибюле № 1[4] с четырьмя выходами (№ 1, № 2, № 3, № 4), которые должны быть расположены на перекрёстке улиц Бориса Богаткова и Кошурникова[32], а сам вестибюль — расположен под перекрёстком.[27] Изначально сдать в эскплуатацию первый вестибюль планировалось в 2011 году.[40][25] Однако, затем срок его сдачи был перенесён на январь 2012 года. По состоянию на ноябрь 2011 года, отделка первого вестибюля готова на 80 % — сооружена гидроизоляция, выложен гранитный пол (со специальной тактильной полосой), а также готова подвижная часть будущего эскалатора.[65] Строителям оставалось выполнить сантехнические, электромонтажные и отделочные работы, а также смонтировать поручни эскалаторов. После чего — получить от органов Ростехнадзора разрешение на ввод.[66]
7 апреля 2012 года вестибюль № 1 с тремя эскалаторами был открыт для пассажиров[67] Вестибюль был сдан в эксплуатацию с двумя выходами (№ 2 и № 4): один встроен в здание торгового центра, а второй выполнен в виде отдельного павильона.[68]
Первоначально станция была открыта с вестибюлем № 2[62], который расположен через 125 м от первого[32]. Вестибюль имеет два выхода: № 5 к улице Лежена и выход № 6 к улице Федосеева.[62]
По состоянию на конец апреля 2012 года, сооружаются оставшиеся два входа на станцию (входы № 1 и № 3), а также возводятся подземные переходы под улицей Бориса Богаткова и улицей Кошурникова. По планам, строительство сооружений должны окончить в 2012 году. Их постройка обойдётся в 72 млн рублей.[69] Строительство этих входов временно ограничило движение по нечётной стороне Кошурникова и на перекрёстке с улицей Бориса Богаткова. Открытие полноценного движения на данных участках ожидается к 15 октября 2012 года.[70]
Перед станцией расположена камера съездов[4], в которой расположен стрелочный перевод[26] и водоотливная станция.[34] Первоначально предполагалось перед станцией также разместить отстойные тупики, однако в дальнейшем от них было решено отказаться.[22]
Интервал движения поездов составляет от 5 до 6 минут.[9] Для посадки в настоящее время используется только первый станционный путь правого перегонного тоннеля[10], длина которого от камеры съездов составляет 482 м. Второй, левый тоннель не достроен. После его пуска ожидается, что правый будет закрыт на реконструкцию. Начальник метрополитена Владимир Кошкин ничего об этом не говорит и ссылается на некие «технические причины».[10] Строительство и ввод левого тоннеля в эксплуатацию запланированы на два ближайшие года: ожидается, что проходка начнётся в 2012 году, а сдача ожидается в 2013 году. На эти работы будут выделены 240 млн рублей из бюджетов города и области.[71] Однако, основным условием пуска левого 520-метрового тоннеля в 2013 году остаётся софинансирование из федерального бюджета.[69]
Понедельник — Воскресенье (чч: мм: сс) |
Понедельник — Воскресенье (чч: мм: сс) |
|
---|---|---|
В сторону станции | 6:02:00 | 23:48:30 |
Станция метро «Золотая Нива» Дзержинской линии расположена следом за станцией «Берёзовая роща». Один из её вестибюлей расположен на перекрёстке улиц Бориса Богаткова и Кошурникова[32], а второй — рядом с улицами Лежена и Федосеева.[62]
Станция «Золотая Нива» имеет выходы к одноимённым остановкам наземного общественного транспорта, через которую проходят ряд маршрутов общественного транспорта: автобусы (12), троллейбусы (4) и маршрутные такси (14).[68]
Несмотря на то, что станция 7 октября 2010 года всё же была открыта, в арбитражной кассации рассматриваются два иска от проектировщика (ЗАО «Новосибметропроект») к мэрии Новосибирска. Иски общей суммой свыше 53 млн рублей связаны с оплатой проектирования станции. Проектировщики уже выиграли иски в Областном Арбитраже и в Апелляционном суде в Томске, однако мэрия Новосибирска так и не согласилась оплатить проектировку, подав кассацию в тюменский арбитраж.[64]
По данным на 24 декабря 2010 года, с генподрядной организации ЗАО «Финансово-строительная компания» (ЗАО «ФСК») субподрядчики пытаются получить через арбитражный суд 7,924 млн рублей за выполненный комплекс работ. По материалам суда, одному из субподрядчиков, который выполнял строительные работы по возведению бетонного основания в тоннеле между станциями «Березовая роща» и «Золотая Нива», уже удалось в декабре взыскать по трём искам 2,3 млн рублей. Кроме того, в производстве Новосибирского арбитража находятся ещё 5 дел от различных субподрядных организаций на общую сумму 5,624 млн рублей.[76]
4 февраля 2011 года ЗАО «ФСК» получило новый иск о банкротстве. Иск подан одним из подрядчиков строительства станции — за выполненные субподрядные работы по возведению тоннелей к станции и устройству основания для путей. Сумма задолженности составляет 2,3 млн рублей. Учредителем компании-истца является проектировщик станции — ЗАО «Новосибметропроект».[77]
9 июня 2011 года стали известны результаты проверки областной контрольно-счётной палаты (КСП) строительства станции.[13] Проверка выявила, что:
Так, МУП «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» под руководством Николая Хвана необоснованно увеличило цену контракта на 109,7 млн рублей, необоснованно выплатило генподрядчику (ЗАО «ФСК») 66 млн рублей, в том числе: 26 млн рублей — за работы, которые фактически не были им выполнены, но были приняты к учёту и оплате.[78] Неподтверждённая же разница в стоимости стройматериалов составила 39,3 млн рублей. Кроме того, МУП «УЗСПТС» не предъявила требований к ЗАО «ФСК»: о возврате аванса (54,6 млн рублей); процентов за пользование чужими средствами (10,6 млн рублей); о выплате неустойки (20,8 млн рублей).[79]
В общей же сложности (заключение СИБГРАD.com) при строительстве станции «потерялись» 578 млн рублей.[80]
17 июня 2011 года мэр Новосибирска согласился с отчётом Контрольно-счётной палаты области по станции.[81]
Однако 27 июня 2011 года ревизоры КСП заявили:
«Разница по учету и по отчётности на этом объекте составляет 1,5 млрд рублей.. Назвать точную сумму украденных средств можно будет только после восстановления бухгалтерии, которая велась с нарушениями требований законодательства.. Даже оценить, сколько точно стоит уже построенная „Золотая Нива“, сейчас невозможно».[79]
Кроме того, согласно отчёту контрольно-счётной палаты:
«Несмотря на повторное открытие, станция работать может только при осуществлении регулярного геомониторинга подрядчиком. Стоимость этих работ может ежегодно достигать 4 млн рублей».[79]
28 сентября 2011 года в Арбитражный суд Новосибирской области от ЗАО «ФСК» был подан иск к МУП «УЗСПТС» с ходатайством о банкротстве. По заявлению истца, МУП «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» задолжал ей 4 млн 862 тыс. рублей. Однако, по мнению ответчика, претензии компании — необоснованы: «Если выполнить оценку тех работ по тоннелю, которые они выполнили некачественно, то это минимум 110—120 млн рублей. Однако станция и платформа негерметичны — имеются течи».[10]
Мэр Новосибирска Владимир Городецкий назвал иск компании-подрядчика «бредом», отметив, что «все долги были погашены».[10]
После сдачи станции дальнейшее строительство метро будет временно приостановлено.[82]
Согласно первоначальным планам, следующей на очереди строительства станцией должна была стать Площадь Станиславского, а после её сдачи — должны были приступить к началу работ по станции с проектным названием Гусинобродская (другое название — Доватора).[83]
Однако 10 августа 2011 года вице-мэром Новосибирска Андреем Ксензовым было заявлено, что следующей станцией станет станция «Доватора», так как по его словам:
«Пуск этой станции даст существенное развитие перевозок метрополитена, в отличие от Площади Станиславского».[84][85]
ТЭО этого участка продления Дзержинской линии утверждено ещё в 1993 году. Данный участок включает в себя перегон от станции «Золотая Нива» до станции «Доватора» — протяженностью 2,51 км, а также электродепо «Волочаевское» — с двухпутной соединительной веткой длиной 1,21 км.[83]
Приступить к строительным работам на площадке станции «Доватора», по словам вице-мэра Новосибирска Ксензова, планируется в 2012—2014 году, но это будет зависеть от того, будет ли профинансирован в 2013 году из федерального центра проект новой станции.[84] В этом случае «Доватора» будет введена в 2016 году.[85] В апреле 2012 года новый начальник МУП «УЗСПТС» А. Мысик отметил, что следующая станция будет строиться открытым способом и будет иметь один вестибюль.[69]
Новосибирский метрополитен | ||
---|---|---|
Ленинская линия |
|
|
Дзержинская линия |
|
|
Депо |
|
|
Прочие сооружения |
|
|
Перспективные линии |
|
Золотая Нива (станция метро).
Дополнительные материалы:
(ФАЙЛ)
Золотая Нива (станция метро).zip
Содержание:
- Золотая Нива (станция метро)