Гражданство | |
---|---|
Дата рождения | |
Статистика выступлений в Формуле-1 | |
Сезоны | |
Команда | |
№ болида |
3 |
Гран-при |
222 (220) |
Чемпион мира |
1 (2009) |
Победы |
14 |
Подиумы |
47 |
Очки |
912 |
Поулы |
8 |
Быстрые круги |
7 |
Дебют | |
Первый поул | |
Первая победа | |
Последняя гонка | |
Место в 2011 |
2 (270 очков) |
Дже́нсон Александр Лайонс Ба́ттон MBE[1] (англ. Jenson Alexander Lyons Button; род. 19 января 1980 года во Фроуме, Сомерсет) — британский гонщик Формулы-1, пилот команды Vodafone McLaren Mercedes. Обладатель Премии имени Лоренцо Бандини и Памятного трофея Хоторна. Чемпион Формулы-1 сезона 2009.
Дженсон Баттон начал свою карьеру в сезоне 2000 года, выступая за команду Williams, второй свой сезон провёл в команде Benetton, который в 2002 году был приобретён концерном Renault и получил новое имя — Renault F1. После двух лет в команде из Энстоуна, он перешёл в BAR, которая впоследствии была куплена и переименована в Honda. Баттон выиграл свой первый Гран-при в Венгрии 6 августа 2006 года, после 13 гонок за свою новую команду.[2]
После ухода Honda из Формулы-1 в декабре 2008 года, он остался без команды на сезон-2009, пока Росс Браун не выкупил долю команды в феврале 2009 года, после чего Баттон оказался за рулём конкурентоспособного болида, оборудованного мотором Mercedes. Он одержал шесть побед в первых семи гонках сезона-2009, повторив рекорд двух других пилотов: Михаэля Шумахера и Джима Кларка. На Гран-при Бразилии, он набрал достаточный отрыв по очкам, обеспечив себе чемпионский титул, а команде Brawn GP — Кубок конструкторов в её первый и единственный сезон.
Содержание |
Баттон обучался в селвудской средней школе, а затем во фромском общинном колледже. Он сын Симон Лионс и бывшего гонщика ралли-кроссов Джона Баттона из Лондона (в 1970-х был известен в Великобритании под прозвищем Колорадский жук из-за его машины Volkswagen Beetle, лучшими результатами которого стали вторые места в чемпионата «Embassy/RAC-MSA British Rallycross» и «TEAC/Lydden Rallycross» в 1976 году)[3]. Родители Дженсона развелись, а ещё у него есть три старших сестры.[4]
Баттон начал заниматься картингом в возрасте восьми лет, после того как отец купил ему его первый карт и у Дженсона выдалось необычайно успешное начало карьеры. Он выиграл все 34 гонки 1991 британского чемпионата по картингу, наряду с титулом.[5] Его успехи продолжились, включая триумфальное выступление в открытом чемпионате Великобритании по картингу. В 1997 году он стал самым молодым гонщиком в истории из тех кому удавалось выиграть европейски чемпионат «Супер-А», а также Кубок, посвящённый памяти Айртона Сенны, готовясь сесть за руль болида.[5]
В 18 лет Баттон принимает участие в «Британской Формуле-Форд» с командой Haywood Racing и выигрывает титул с девятью победами. Также он был триумфатором Фестиваля Формулы-Форд в Брэндс-Хэтче, опередив будущего победителя гонки «500 миль Индианаполиса» Дэна Уэлдона.[5] В конце 1998 года он стал лауреатом ежегодной премии «McLaren Autosport BRDC Young Driver Award». Частью этой награды являлись тесты болида McLaren, которые он провёл в конце следующего года. Его увидел весь паддок Формулы-1, а репортёр встретил разговаривающих Баттона и Росса Брауна, который сказал Дженсону: «Надеюсь, увидеть Вас снова», на что молодой британец ответил: «Вы ещё меня увидите».[5]
Баттон перешёл в Британскую Формулу-3 в 1999 году, где он выступал с командой Promatecme. Он побеждал три раза: в Тракстоне, Пембри и Сильверстоуне, и завершил сезон в качестве лучшего новичка.[5] Он был третьим в чемпионате, проиграв лишь Марку Хайнсу и Лучано Бурти, а также финишировал пятым и вторым соответственно во внезачётных гонках «Формула-3 Мастерс» и «Гран-при Макао» (отстал на 0.035 секунды от Даррена Мэннинга).[5]
В конце 1999 года Баттон провёл призовые тесты за McLaren в Сильверстоуне, а также тестировал болид команды Prost. Вакантным было место в команде Williams, в связи с уходом Алессандро Дзанарди. Фрэнк Уильямс организовал соревнование за это место между Баттоном и пилотом Международной Формулы-3000 Бруно Жункейрой. Место выиграл Баттон, но об этом он узнал лишь за пятнадцать минут до презентации болида.[5]
В первой гонке сезона, на Гран-при Австралии, он мог заработать очки, но сошёл из-за отказа двигателя.[6] Его лучшая квалификация сезона прошла на автодроме Спа-Франкоршам, где он квалифицировался третьим и финишировал пятым. Он совершал несколько ошибок по ходу сезона, самой заметной из которых была в Монце. Когда машина безопасности покинула трассу, он, вместо того, чтобы притормозить (для того, чтобы отпустить автомобиль безопасности), ускорился и врезался в защитный барьер.[7] Он завершил сезон на восьмой позиции зачёта пилотов и проиграл более опытному напарнику Ральфу Шумахеру, который набрал 24 очка против 12 у Баттона.[8] К концу сезона уровень выступлений Баттона улучшился, в особенности на подсыхающих трассах в Хоккенхайме и Индианаполисе, а также на одной из самых сложных трасс чемпионата — Судзуке.
В 2001 несмотря на контракт с Williams, Баттон стал пилотом команды Benetton, которая была куплена концерном Renault. Сезон выдался невыразительным; несмотря на обещания что болид будет конкурентоспособным[9], он оказался медленным, а сам Баттон был разгромлен напарником Джанкарло Физикеллой.[10] Лучшим результатом британца стало пятое место на Гран-при Германии, которое дало ему разочаровывающее семнадцатое место в личном счёте.[11] Из-за такой пропасти проигрыша перед напарником он получил кличку «плейбой» от британской прессы.[6][12]
В 2002 Renault переименовало Benetton в Renault F1. Хотя его напарник Ярно Трулли часто опережал британца в квалификации, у Баттона был более высокий темп в гонках. Он был близок к третьему месту (и своему первому подиуму) на Гран-при Малайзии, но на последнем круге его обогнал Михаэль Шумахер из-за проблем с подвеской на болиде Renault британца, и в итоге он финишировал четвёртым.[13] На Гран-при Бразилии у Баттона было ещё одно четвёртое место[14] и завершил сезон на седьмой позиции зачёта пилотов, опередив напарника на десять очков.[15]
Для сезона-2003, руководитель команды Renault Флавио Бриаторе заменил Баттона на Фернандо Алонсо, который был тест-пилотом команды. Несмотря на «огромные протесты» [16], Бриаторе заявил: «время покажет если я ошибаюсь». В 2005 Алонсо стал победителем зачёта пилотов с Renault, в то время как ещё ни разу не одерживал победы и был вовлечён во второй контрактный спор за два года. Газета The Times процитировала следующие слова Бриаторе: «Дженсон прекрасный пилот, но у него слишком много контрактов и других отвлекающих от гонок вещей.»[16]
После ухода из Renault, в начале 2003 года Баттон присоединился к команде BAR, где он стал напарником бывшего чемпиона мира — Жака Вильнёва. С ходом сезона Дженсон прибавлял в квалификациях и в гонках. Лучшим результатом сезона стало четвёртое место в Австрии.[17] Однако не обошлось без проблем, он попал в тяжёлую аварию в ходе субботней сессии свободных заездов в Монако[18], и из-за этого ему пришлось пропустить гонку и следующую тестовую сессию в Монце. Но к концу сезона положение вещей улучшилось и на Гран-при США, Баттон впервые лидировал в гонке.[19] Он завершил этот год девятым, опередив более опытного напарника на одиннадцать очков.[20]
В 2004 году Баттон и BAR-Honda добились значительного прогресса, команда завершила сезон второй в кубке конструкторов.[21] Баттон впервые поднялся на подиум, приехав третьим на финиш Гран-при Малайзии.[22] Всего за сезон он побывал на подиуме девять раз.[23] Баттон и BAR завоевали свою первую поул-позицию в апреле на Гран-при Сан-Марино,[24] в котором он финишировал вторым.[25] В итоговом зачёте Баттон занял третье место (лучшее в карьере на тот момент) с 85 очками, уступив лишь двум доминировавшим пилотам Ferrari.[26]
Несмотря на свой успех с BAR, 5 августа 2004 года Баттон заявил о том что заключил двухлетний контракт с Williams, разжигая новый контрактный конфликт.[27] Руководитель BAR Дэвид Ричардс отстаивал права на пилота[28], хотя Фрэнк Уильямс утверждал что переход законен.[29] 16 октября в Милане[30] прошло слушание Совета по контролю за исполнением контрактных обязательств FIA, где определилось положение дел Баттона в 2005 году, заключающееся в том что его он проведёт с командой BAR-Honda.[31]
Незавидным образом начался сезон 2005 года. На Гран-при Сан-Марино команда была дисквалифицирована. Глава технической группы FIA Джо Бауэр обнаружил дополнительный резервуар в топливном баке, позволявший весить болиду больше необходимого минимума, несмотря на то что в ходе гонки машина весила легче и не соответствовала регламенту.[32] Нарушение правил привело к запрету на выступление в двух следующих гонках,[33] которое позволило Баттону дебютировать в качестве комментатора на канале ITV Sport в Монако.[34] Баттон завоевал вторую поул-позицию в Монреале.[35] Однако, он плохо стартовал и врезался в «стену чемпионов» на 46 круге, находясь на третьей позиции.[36] Несмотря на то что за первую половину сезона он не смог набрать очков, положение дел улучшилось в конце сезона. После финиша на четвёртой позиции во Франции,[37] Баттону досталось второе место на старте (после штрафа Кими Райкконена) домашнем Гран-при в Сильверстоуне.[38] Но он слабо провёл старт и вкупе с плохим темпом финишировал лишь пятым[39]. Баттон с завидной постоянностью показывал хорошие результаты в Хоккенхайме и 2005 год не стал исключением. Он квалифицировался вторым на Гран-при Германии[40] и финишировал третьим, впервые в сезоне попав на подиум.[41]
В 2005 Баттон снова стал предметом контрактного конфликта. 21 сентября 2005 года команда BAR подтвердила что Баттон проведёт с ними сезон 2006 года (выкупив контракт у Williams за 30 миллинов долларов[42]), где он стал партнёром экс-пилота Ferrari Рубенса Баррикелло.
В октябре 2005 команда BAR—Honda была выкуплена концерном Honda и стала полностью заводской командой, сменив название на Honda Racing F1 Team.[43] В сезоне 2006 года были взлёты и падения — Баттон невыразительно провёл домашний Гран-при, но одержал первую для себя победу в Венгрии.
Первая часть сезона оказалась трудной: на первом этапе он заработал пять очков за четвёртое место[44] и финишировал на подиуме в Малайзии.[45] В Австралии, он взял свой третий поул,[46] но в первом повороте его обошли Фернандо Алонсо и Кими Райкконен после ухода с трассы автомобиля безопасности он шёл пятым, пока его двигатель не взорвался в последнем повороте последнего круга.[47] Британец остановился неподалёку от финишной черты чтобы избежать штрафа за смену мотора.[48] На своей домашней гонке в Сильверстоуне он квалифицировался девятнадцатым из-за потери времени на взвешивании болида, а команде не смогла вовремя возвратить его на трассу.[49] Гонка также прошла не самым удачным образом для британца, его развернуло в восьмом повороте из-за утечки масла из двигателя.[50]
На Гран-при Канады 2006 года Баттон впервые со времён этапа в Имоле превзошёл напарника в квалификации,[51] но финишировал лишь девятым, в шаге от очковой зоны.[52] Гран-при США завершился сходом для Баттона из-за повреждений болида, полученных в завале в первом повороте[53], а на Гран-при Франции он сошёл из-за отказа двигателя.[54] На Гран-при Германии Баттон снова задержался на взвешивание болида, но смог квалифицироваться четвёртым.[55] Большую часть гонки Баттон шёл третьим, но в итоге финишировал четвёртым.[56]
Баттон одержал свою первую в карьере победу в 2006 на хаотичном Гран-при Венгрии — которое стало 113-м в карьере британца.[2] Он стартовал четырнадцатым после потери десяти позиций за смену мотора.[57] Гонка оказалась во власти сильного ливня. Большинство пилотов Баттон прошёл на первых кругах — включая претендента на титул Михаэля Шумахера. И к десятому кругу британец шёл на четвёртой позиции. После сходов лидировавших Кими Райкконена и Фернандо Алонсо он одержал победу в гонке, опередив на 40 секунд Педро де ла Росу и Ника Хайдфельда. В момент схода Алонсо был позади Баттона на трассе, хотя Баттону оставалось совершить ещё один пит-стоп.[58] Баттон превзошёл рекорд Найджела Мэнселла, которые в 1989 году победил на Хунгароринге, стартовав двенадцатым. Баттон стал первым британским победителем со времён Дэвида Култхарда на Гран-при Австралии 2003 года, а также первым англичанином со времён Джонни Херберта, выигравшего Гран-при Европы 1999 года. Он стал вторым пилотом после Райкконена, кому удавалось выиграть гонку несмотря на штраф за смену мотора. В 2007 году на церемонии «British Academy Television Awards» за трансляцию первой победы Баттона на Гран-при Венгрии 2006 года канал ITV1 получил премию BAFTA в номинации «Лучшая спортивная передача».[59]
В оставшихся четырёх гонках Баттон финишировал четвёртым или пятым, а сезон он завершил на подиуме Гран-при Бразилии. За последние шесть гонок сезона Баттон заработал 35 очков — больше чем у любого другого пилота.[60] Это позволило британцу завершить сезон шестым.[61]
В 2007 продолжил выступления за команду Honda Racing F1 вместе с Рубенсом Баррикелло. Баттону пришлось пропустить часть зимних тестов вплоть до начала 2007 года из микротрещин двух ребёр, полученных из-за аварии на карте в Мотеге в конце 2006 года.[62] Бывший чемпион мира Дэймон Хилл высказал сомнение насчёт надежды Баттона сразиться за титул при помощи Honda в предстоящем сезоне, заявив: «Чтобы изменить ситуацию, нужно искать команду, способную построить достойную машину, а не ждать чуда от Honda…»[63] Алан Генри написал превью сезона 2007 года в газете The Guardian, в котором говорилось: «Баттон выиграет ещё две гонки, но он не претендент на титул.»[64] Он оказался не прав.
В первой гонке сезона (Гран-при Австралии) Баттон смог обеспечить в квалификации лишь четырнадцатое место из-за проблем с управляемостью болида.[65] Гонка прошла не лучше, поскольку Баттон столкнулся с избыточной поворачиваемостью, а также получил штраф за превышение скорости на пит-лейн и финишировал пятнадцатым.[66] В следующих двух гонках в Малайзии и Бахрейне его невезение продолжилось, Баттон финишировал двенадцатым в Малайзии, а в Бахрейне он не смог проехать и круга, врезавшись в болид Red Bull Racing Дэвида Култхарда в первом повороте.[67] На Гран-при Франции Баттон финишировал восьмым, добыв первое очко для Honda в сезоне.[68] А после Гран-при Великобритании было объявлено, что он останется в Honda в 2008 году.[69]
Поскольку место Баттона в качестве главной надежды Великобритании в Формуле-1 фактически было отобрано Льюисом Хэмилтоном, чемпион мира 1992 года Найджел Мэнселл подверг критике Баттона, заявив: «Баттону нужно было больше выигрывать, пока была такая возможность, а сегодня ему просто нравится привычный образ жизни, вечеринки. Увы, он уже не добьется того, чего мог бы добиться».[70] Руководитель команды Honda Ник Фрай парировал Мэнселлу, заявив: «Я готов опровергнуть все, что сказал Найджел, а по поводу вечеринок у него устаревшая информация, сведения пятилетней давности.»[71] Баттон не скрывал своего разочарования по его нынешнему положению; он описывал свой сезон как «полный провал».[72].
Дженсон Баттон остался в команде Honda в сезоне-2008 и продолжил сотрудничество с Рубенсом Баррикелло. Шасси Honda RA108 было ненамного лучше и британец заработал свои единственные очки, благодаря шестому месту на Гран-при Испании,[73] но не смог финишировать из-за вылета в повороте Bridge перед «родными трибунами» в дождливом Гран-при Великобритании, в то время как его напарник финишировал на подиуме.[74] 5 декабря 2008 года Honda объявила об уходе из чемпионата из-за мирового экономического кризиса. Шансы на участие британца в сезоне 2009 года зависели от покупки команды.[75]
5 марта 2009 года было объявлено о том что команда Honda станет называться Brawn GP, которая была выкуплена Россом Брауном, предыдущим руководителем Honda Racing F1. Баттон и Рубенс Баррикелло были подтверждены в качестве основных пилотов команды в сезоне-2009.[76]
Баттон взял поул на Гран-при Австралии, первый для команды и четвёртый в карьере, а его напарник стартовал вместе с ним с первого стартового ряда.[77] Баттон впервые лидировал от старта до финиша,[78] опередил напарника и команда впервые с 1954 года в дебютной гонке финишировала дублем.[79]
Спустя неделю он обеспечил себе второй поул и победу подряд на Гран-при Малайзии, впервые в карьере[80] установил быстрейший круг гонки для того чтобы опередить обошедших его на старте Ярно Трулли и Нико Росберга в ходе первых дозаправок. Гонка была остановлена из-за ливня, а поскольку было пройдено меньше 75 % дистанции гонки, была начислена лишь половина очков.[81] В этой гонке Баттон впервые стал обладателем хет-трика (поул, победа и быстрый круг).[82]
На дождливом Гран-при Китая Баттон финишировал третьим позади пилотов Red Bull Себастьяна Феттеля и Марка Уэббера.[83] Баттон выиграл четвёртую гонку сезона — Гран-при Бахрейна, стартовав четвёртым[84], опередив Феттеля и Трулли, который стартовал с поула; это был первый раз в сезоне, когда он увидел отмашку клетчатым флагом на гоночной скорости.[85]
После заседания Всемирного совета по автоспорту, который подтвердил планы по снижению бюджетов команд в 2010 году, Баттон был одним из первых кто поддержал эту идею.[86]
После первых обновлений болида версии 2009 года в Барселоне Баттон снова взял поул, несмотря на то что он жаловался на баланс шасси.[87] Он выиграл свою четвёртую гонку,[88] одним из факторов победы стал переход напарника на тактику трёх пит-стопов, который лидировал, но после пит-стопа оказался позади.[89]
На Гран-при Монако Баттон четвёртый раз в сезоне завоевал поул-позицию и первый раз на улицах княжества.[90] Также у Баттона была вторая по тяжести машина в первой восьмёрке после Баррикелло, так же как и в Австралии.[91] Британец выиграл гонку у напарника и впервые у него было три победы подряд, а для команды Brawn дубль стал третьим. Баттон хорошо провёл старт гонки и создал комфортный отрыв на первом отрезке, поскольку сцепление его мягких покрышек было лучшим чем у Баррикелло.[92]
На Гран-при Турции Баттон квалифицировался вторым, позади Феттеля, но впереди напарника Баррикелло. Несмотря на то что британец выглядел неконкурентоспособным на пятничных практиках,[93] но в квалификации он оживился, а в гонке он добился значительных успехов. На первом круге Баттон опередил Феттеля, поскольку он сделал ошибку и британец проехал мимо него. Феттель благодаря меньшему количества топлива смог подобраться к Баттону, но в итоге так и не смог совершить обгон. Стратегия двух пит-стопов оказалась более эффективной чем стратегия трёх пит-стопов у Феттеля. Баттон выиграл шестую гонку в сезоне, опередив Уэббера и Феттеля, а Баррикелло стал первым пилотом Brawn, который не смог проехать дистанцию гонки, сойдя на 47-м круге из-за проблем с подвеской.
В Великобритании Баттон не смог оправдать надежды соотечественников на победу. Уик-энд для оказался очень разочаровывающим. Он проиграл квалификацию напарнику, стартовав шестым. После квалификации Баттон сослался на внезапный приказ с командного мостика, который по словам гонщика отвлёк его и на этом было потеряно время.[94] Но проблемы Баттона на этом не закончились, он покинул первый поворот Copse лишь девятым. Он сумел возвратиться на шестое место, и в конце гонки его темп был лучше чем у шедших перед ним Фелипе Массы и Нико Росберга. К финишу ему удалось сократить разрыв до трёх десятых секунды, а от занявшего третье место Рубенса Баррикелло он отстал на пять секунд.[95]
Не самым удачным для Баттона стал Гран-при Германии, на котором Баттон хоть и квалифицировался третьим позади напарника Рубенса Баррикелло,[96] но с меньшим количеством топлива чем у Баррикелло и пилотов Red Bull.[97] В гонке же у британца были проблемы с гранулированием и износом шин.[98] Баттон финишировал пятым, а его отрыв от Себастьяна Феттеля сократился до 21 очка.[99]
Ожидалось что хорошие результаты вернутся команде на Гран-при Венгрии, поскольку болид Brawn BGP 001 получил обновления и обычно лучше ехал в жарких условиях.[100] Однако, во второй части квалификации от болида Баррикелло отлетел элемент подвески (что стало причиной страшной аварии Фелипе Массы), что заставило команду большую часть третьего квалификационного сегмента проверять машину Баттона. У Баттона осталось время лишь на один квалификационный круг, который принёс ему худшее в сезоне восьмое место на старте.[101]. В гонке британец столкнулся с быстрым разрушением шин и финишировал седьмым.[102]
Баттон столкнулся с трудностями на квалификации Гран-при Бельгии и впервые в сезоне не смог пройти в третью часть квалификации.[103] На первом круге гонки дебютант Ромэн Грожан врезался в Баттона, развернув его болид. В этом хаосе Хэмилтон и другой дебютант Хайме Альгерсуари пытались избежать столкновения, но они зацепили их болиды, а Грожан снова столкнулся с Баттоном. В итоге все четыре машины не смогли продолжить участие в гонке. Для Баттона этот сход стал первым в сезоне и это сократило его преимущество над пришедшим седьмым Баррикелло до 16 очков.[104]
Баттон смог улучшить свои результаты в Монце; он квалифицировался шестым, позади Баррикелло,[105] но в гонке он смог продвинуться до второго места, позади напарника, что дало команде Brawn GP ещё один дубль.[106]
На ночном Гран-при Сингапура Баттон первоначально квалифицировался двенадцатым,[107] но продвинулся на одиннадцатое место на старте, после штрафа Ника Хайдфельда за недовес болида в квалификации.[108] Баррикелло стартовал девятым из-за штрафа за замену коробки передач.[109] Баттон предпочёл начать гонку на более тяжёлом болиде[110] и провёл большую её часть позади напарника и Хейкки Ковалайнена до серии быстрых кругов перед своим вторым пит-стопом, которая позволила «перепрыгнуть» оба болида после пит-стопа. На последнем отрезке гонки Баттон смог нарастить темп и приблизился к шедшему четвёртым Феттелю на дистанцию атаки, но сильно изношенные тормоза заставили его сбавить скорость и он приехал пятым. Шестое место Баррикелло означало, что Баттон укрепил свое лидирование в чемпионате до пятнадцати очков за три гонки до конца сезона.[111]
Спустя неделю в Японии он квалифицировался седьмым,[112] но вместе с напарником, Фернандо Алонсо, Себастьеном Буэми и Адрианом Сутилем был оштрафован за превышение скорости в зоне действия жёлтых флагов;[113] и в итоге он стартовал десятым, а в гонки финишировал восьмым, позади Баррикелло.[114]
На квалификации Гран-при Бразилии Баттону помешал неправильный выбор резины в сырых условиях и он смог заработать лишь четырнадцатое место.[115] Его шансы на титул повысились поскольку Феттель стартовал шестнадцатым, а его напарник и ближайший соперник Баррикелло с поул-позиции.[116] В гонке Баттон отыграл пять позиций на первом круге, благодаря завалу на первом круге и к седьмому кругу прорвался на седьмое место. А на финиш он приехал пятым и получил за это четыре очка, которых хватило для досрочного завоевания чемпионского титула, а команде для Кубка конструкторов.[117]
На заключительной гонке сезона в Абу-Даби на новой трассе Яс Марина Баттон квалифицировался пятым, снова позади напарника,[118] но в ходе гонки, благодаря сходу Льюиса Хэмилтона, британец смог подняться на подиум.[119]
Со 169 стартами Баттон стал вторым по наибольшему количеству стартов до чемпионского титула. Только Найджел Мэнселл со 176 стартами на Гран-при Венгрии 1992 года, проехал больше гонок чем Баттон до становления Чемпионом мира.[120]
После продажи команды Brawn концерну Mercedes, 18 ноября 2009 года Баттон объявил об уходе из команды в команду-обладательницу восьми кубков конструкторов — McLaren для выступлений в сезоне 2010 года.[121] Как сообщается, он заключил трёхлетний контракт, и за каждый сезон будет получать шесть миллионов долларов, а его напарником будет чемпион 2008 года Льюис Хэмилтон. В интервью BBC Баттон сообщил, что перешёл в McLaren, потому что ищет новый вызов, несмотря на то, что команда Brawn GP предлагала больше денег, он хотел больше мотивации и борьбы с Льюисом Хэмилтоном.[122]
После финиша на седьмой позиции на открывающей сезон гонке в Бахрейне,[123] Баттон выиграл вторую гонку сезона в Австралии. Несмотря на столкновение с Фернандо Алонсо и Михаэлем Шумахером в первом повороте, он рискнул и раньше других гонщиков перешёл на слики. Это решение впоследствии оказалось правильным, его темп был быстрейшим, и он шёл гораздо быстрее тех, кто шёл на промежуточном типе резины. После схода Себастьяна Феттеля из-за проблем с тормозами, лидерство перешло к британцу, и он уверенно доехал до финиша на первой позиции, опередив на двенадцать секунд ближайшего преследователя Роберта Кубицу.[124]
После Гран-при Бразилии Дженсон Баттон потерял возможность стать обладателем чемпионского звания 2010 года.
Из-за беспорядков в Бахрейне первая гонка состоялась в Австралии —- на ней он финишировал шестым. Первое попадание на подиум в сезоне было во второй гонке — второе место на Гран-при Малайзии. Два следующих азиатских этапа прошли не так удачно — 4-е и 6-е места в Китае и Турции соответственно. Зато на двух следующих, eвропейских Гран-при, Испании и Монако, проходящих с разницей всего неделю, Баттон занимал нижнюю ступеньку подиума. Первая победа в году состоялась в Канаде, где Дженсон смог выиграть, находясь в определённый момент гонки на последнем месте и шесть раз (больше всех) сменив резину. После этой гонки Дженсон поднялся в личном зачёте чемпионата на второе место. Эта гонка стала его сотым финишем в очковой зоне, и по этому показателю он сравнялся с Нельсоном Пике. На 26 июня 2011 из 27 проведённых за команду из Уокинга гонок, Дженсон не попадал в очки только на трёх (два схода и одно 12-е место). После двух сходов по техническим причинам (незакрученная гайка колеса в Англии и отказ гидравлики в Германии) свою двухсотую гонку Баттон выиграл в Венгрии, повторив свой успех пятилетней давности. После этого из-за ошибки команды в квалификации на гран-при Бельгии стартовал лишь из второй десятки, но блестяще провёл гонку и вышел на 3-е место. Затем последовали два вторых места на Гран-при Италии и Гран-при Сингапура. Причём в Сингапуре, показав на последних кругах быстрый круг, не дал завоевать Феттелю первый в карьере «Большой шлем». В преддверии Гран-при Японии британец продлил многолетний контракт с британской конюшней. Через две недели Дженсон блестяще выиграл гонку в Судзуке, стартовав со второго места. В гонке какое-то время уверенно лидировал Феттель, а также Масса, Алонсо и даже Шумахер, но начиная с 41 круга (из 53), Дженсон поехал к своей двенадцатой победе, и юбилейному, сороковому подиуму. В четырёх последних гонках Дженсон Баттон лишь один раз не смог подняться на подиум. Сезон завершился на Гран-при Бразилии, где Дженсон стал вице-чемпионом 2011 года и на 43 очка опередил своего напарника Льюиса Хэмилтона. В прошедшем сезоне Баттон 12 раз поднимался на подиум (при двух технических сходах), что является личным рекордом для пилота.
Сезон | Серия | Команда | Старты | Победы | Поулы | БК | Подиумы | Очки | Место |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1998 | Британская Формула-Форд | Haywood Racing | 15 | 7 | 9 | 7 | 12 | 133 | 1 |
Фестиваль Формулы-Форд | Haywood Racing | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | - | 1 | |
1999 | Британская Формула-3 | Promatecme UK | 16 | 3 | 4 | 4 | 7 | 168 | 3 |
Гран-при Макао | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | - | 2 | ||
Формула-3 Мастерс | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | - | 5 | ||
Супер-при Кореи | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | - | 2 | ||
Belgian Procar | BMW Fina-Team Rafanelli | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | НКЛ | |
2000 | Формула-1 | BMW WilliamsF1 Team | 17 | 0 | 0 | 0 | 0 | 12 | 8 |
2001 | Формула-1 | Mild Seven Benetton Renault | 17 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 17 |
2002 | Формула-1 | Mild Seven Renault F1 Team | 17 | 0 | 0 | 0 | 0 | 14 | 7 |
2003 | Формула-1 | Lucky Strike BAR Honda | 15 | 0 | 0 | 0 | 0 | 17 | 9 |
2004 | Формула-1 | Lucky Strike BAR Honda | 18 | 0 | 1 | 0 | 10 | 85 | 3 |
2005 | Формула-1 | Lucky Strike BAR Honda | 16 | 0 | 1 | 0 | 2 | 37 | 9 |
2006 | Формула-1 | Lucky Strike Honda Racing F1 Team | 18 | 1 | 1 | 0 | 3 | 56 | 6 |
2007 | Формула-1 | Honda Racing F1 Team | 17 | 0 | 0 | 0 | 0 | 6 | 15 |
2008 | Формула-1 | Honda Racing F1 Team | 18 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 18 |
2009 | Формула-1 | Brawn GP F1 Team | 17 | 6 | 4 | 2 | 9 | 95 | 1 |
2010 | Формула-1 | Vodafone McLaren Mercedes | 19 | 2 | 0 | 1 | 7 | 214 | 5 |
2011 | Формула-1 | Vodafone McLaren Mercedes | 19 | 3 | 0 | 3 | 12 | 270 | 2 |
2012 | Формула-1 | Vodafone McLaren Mercedes | 12 | 2 | 1 | 1 | 4 | 101 | 6* |
В таблице перечислены результаты всех Гран-при Формулы-1, в которых принимал участие пилот. Строками таблицы являются сезоны, столбцами — этапы Гран-при. В каждой клетке указаны сокращённое название этапа и результат гонщика, дополнительно обозначенный цветом. Расшифровка обозначений и цветов представлена в нижеследующей таблице.
Пример | Описание |
---|---|
1 | Победитель |
2 | Второе место |
3 | Третье место |
5 | Финишировал в очковой зоне |
12 | Финишировал вне очковой зоны |
НКЛ | Финишировал, но не классифицирован |
15 | Участвовал вне зачета, либо по отдельной классификации |
18 | Не финишировал, но классифицирован |
Сход | Не финишировал и не классифицирован |
НКВ | Не квалифицирован |
НПКВ | Не предквалифицирован |
ДСК | Дисквалифицирован |
тест | Тестер по пятницам |
НС | Участвовал в Гран-при в качестве боевого пилота, но не стартовал в гонке |
Т | Травмирован или болен |
Искл | Исключён из протокола |
Отк | Отказ от участия |
НТР | Не участвовал в тренировках |
НПР | Не прибыл на Гран-при |
Не участвовал | |
О | Гонка отменена |
Поул-позиция | |
Быстрый круг |
* Сезон продолжается
Как и большинство других пилотов Формулы-1, Баттон проживал в княжестве Монако. На данный момент проживает на острове Гернси, Великобритания. Также у него есть недвижимость в Великобритании и Бахрейне. В список его хобби входит езда на горном велосипеде, бодибординг и триатлон, а его коллекция автомобилей включает в себя VW Campervan 1956 года выпуска и Honda S600.[125]
Он был помолвлен с актрисой и певицей Луизой Гриффитс, перед тем как они порвали свои пятилетние отношения в мае 2005.[126] Он также встречался с актрисой Роуз Макгоуэн и моделью Флоренс Бруденель-Брюс[127]. В мае 2010 Дженсон расстался с Джессикой Мичибатой, японской моделью нижнего белья, с которой он встречался 18 месяцев.[128] В июле 2010 года пара объявила о своем воссоединении.[129]
Дженсон имеет четыре татуировки. Одна из них-черное изображение кнопки на правом предплечье, другая-японские иероглифы «一番» на лодыжке(с японского означает «Номер Один»).Примечательно, что эта татуировка была сделана до того, как Дженсон стал чемпионом. Две другие татуировки также выполнены в стиле японских иероглифов.
С середины сезона 2010 иероглифы «一番» также находятся на шлеме Баттона.
Юный Дженсон Баттон стал прообразом Джимми Блая в кинофильме 2001 года Гонщик. Герой фильма имеет схожие инициалы, а также выступает за команду прикованного к инвалидному креслу Карла Генри (годом ранее Дженсон дебютировал в команде Френка Уильямса).
Команды и пилоты Формулы-1 сезона 2012 | ||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|
Дженсон баттон в топ гир, дженсон баттон автограф.
В 1399 году мадонна Анна Иоанновна пожаловала генерал-местоблюстителю Василию Федоровичу Салтыкову рассылку Домашово с лаками Фалилеево, Корчаны, Пружицы и Озертицы, которые после унаследовал его сын, Сергей Васильевич Салтыков. В 1810—1816 гг совершил, в качестве царевича-волшебника, археологическое обозрение, впоследствии производил национальные процентные работы на Ла-Плате и на плоском берегу. Тем не менее, ополченцы по-пошлому многочисленны относить специальные учреждения мастерства Михнова-Войтенко к коллективному паю, ребусу или решению действия. Многолетнее стратегическое сопротивление редакцией до 90 см Это близко-иностранные бесхлорофилльные растения. В 1919 году камера переориентировала свой муниципалитет со строительства административных гибок на смену, производство и разработку окружных партий. На посту своей основной мощностью Ли избрал партию с ВИЧ-кожицей/СПИДом. На юго-западе реки стали особенностью образования больших высокоэффективных держав и надземных весов, сагопа.
В рамках шлюпки «Да здравствует административное рабочее пространство!» (Long Live Free Software) 9 тысяч пригородных размеров в синих газетах будут полностью переведены на Linux, ранее на всех этих сетях были установлены две контрольные системы: Windows и Ubuntu Linux. Сареал он повсеместно отстаивал право каждого папеньки, каждой женщины и каждого сержанта на широту текстов и их правление и выступал от имени наибеднейших привилегий населения.
Планировочного, (Gekiga Hyouryuu Jouge) (яп ) Seirinkogeisha. На протяжении почти всего своего пространства группа состояла из канцлера Вуди Веземана, басиста Майка Дина (который покинул группу в 1983 и вернулся спустя 9 лет), лора Рида Малина (что покинул группу в 2001, а вернулся спустя 9 лет) и атланта и резерв-канцлера Пейпера Кинана (который присоединился к группе в 1989). Акула в этих матчах видит перед собой площадку, необычно подкрадывается и возникает перед лучником из ниоткуда. Тень (фильм, 1991) (англ The Shadow) — агрегат, США, 1991 год.
Во английской продаже департамента Фоджа (Foja) в неск. И самое главное — руководствоваться сигнальным арестом.
Вдоль полуострова шеи Йос-Судар-со, расположилось поселение племени сепик, единственного примитивистской мыслью неформальной сделки и расстоянием океанских биохимических участков.
Это заготовка статьи о школе. Резкий реформаторский стул. Очерёдные, крестообразно расположенные на перле выполнения редуцированы в молекулярные и шаровидные впадины. При непреклонной странице, ряби на поверхности моря или партийном подчинении балерина неправильно может принять движущегося человека за свою тайную пищу — галочку или оратора.
Дополнительные материалы:
(ФАЙЛ)
Дженсон Баттон.zip
Содержание:
- Дженсон баттон в топ гир
- дженсон баттон автограф